Министерство образования Беларуси утвердило учебную программу факультативных занятий "Азбука нравственности" для II–III классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. Автором данного документа является учитель начальных классов средней школы №2 г. Копыля имени Тишки Гартного Светлана Калевич. Мы узнали, что подтолкнуло Светлану Владимировну к созданию факультатива.
– Светлана Владимировна, почему вы обратили особое внимание на данное направление работы?
– Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности младшего школьника. Многолетний опыт работы в начальной школе показывает, что учащимся достаточно сложно раскрыть суть таких понятий как доброта, справедливость, зло, доброжелательность, сопереживание, героизм, милосердие и др. Они имеют о них поверхностное представление. Это и послужило отправной точкой для наполнения образовательного процесса материалом, который представляет нравственные ценности и доступен и понятен младшим школьникам. Психологами доказано, что весьма продуктивным в нравственном воспитании является использование проблемных ситуаций, когда обучающимся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. Руководствуясь знаниями в области психологии и педагогики, в 2021 году, когда мои учащиеся были первоклассниками, у меня возникла идея создания проекта по нравственному воспитанию "Добрыми делами мы наполним мир".
– Скажите, что было положено в основу проекта?
– В основу проекта (потом и программы) легла идея о том, что формировать нравственные качества личности, гуманное отношение к окружающим людям, живой природе (растениям и животным) можно не наставлениями, а средствами литературы, музыки, мультипликации, художественной и практической социальной деятельностью. Названием проекта стали строки из стихотворения, которое написала Екатерина Кажуро, мама одной учащейся. Я изучила круг интересов своих первоклассников, проблемы, которые возникали в классном коллективе, а затем для их решения вместе с учащейся Виолеттой Кажуро подобрали произведения художественной литературы, соответствующие мультфильмы, детские песенки.
В рамках проекта мы оформили стенд "Дерево добрых дел". На веточках необычного дерева прикрепили именные кармашки. В 1 классе ребята с большим интересом опускали туда карточки, на которых изображали те добрые дела, которые они совершали на протяжении дня в школе, дома, в общественных местах. Ежедневно, на утренних встречах, каждый рассказывал о наиболее значимых делах, которые он сделали. Позже для записи полезной информации был разработан Дневничок добрых дел. По данному проекту учащиеся работали на протяжении двух лет.
В 2022 году исследовательскую работу "Добрыми делами мы наполним мир" Виолетта Кажуро представила на районном конкурсе исследовательских работ младших школьников "Я – исследователь" и была в числе победителей.
– Каков же итог вы увидели?
– Как педагог я видела положительные результаты работы в данном направлении: возросший уровень воспитанности учащихся, желание совершать хорошие поступки, читать добрые книги и др. Тогда я усовершенствовала свою педагогическую деятельность и разработала авторскую программу "Азбука нравственности". Опыт работы по нравственному воспитанию младших школьников приобретен на многих фестивалях и конкурсах.
– Что представляет собой программа?
– Учебная программа "Азбука нравственности" направлена на создание условий для формирования у учащихся II и III классов нравственных ценностных установок, основанных на общечеловеческих и национальных ценностях. Учебная программа состоит из восьми модулей: "Введение", "С чего начинается Родина?", "Нравственные основы общения. Культура общения", "Добрыми делами мы наполним мир", "Азбука нравственности в семье", "Азбука нравственности в школе", "Экологическая культура человека", "Человек трудом славится".
При подборе материала предпочтение отдавалось произведениям классиков русской и белорусской литературы, а также поэтам и писателям – современникам: В. Сухомлинского, Е. Пермяка, М. Познякова, Я. Жабко, И. Муравейко, В. Хомченко, В. Кудлачева, Е. Ульевой и др. На занятиях младшие школьники будут читать произведения о белорусских школьниках – героях Великой Отечественной войны, о памятных местах Беларуси (памятниках, мемориальных комплексах), где увековечена память о Великой Отечественной войне (Музее истории Великой Отечественной войны, Брестской крепости-герой, мемориальном комплексе "Хатынь", Кургане Славы, площади Победы, мемориальным комплексе "Красный Берег", монументе в честь советской матери-патриотки в г. Жодино).
Музыкальный материал представлен песнями: "С чего начинается Родина?", "Зямля з блакітнымі вачамі", "Улыбка" из мультипликационного фильма "Крошка Енот" и др.
Читая произведения детских писателей, слушая поучительные детские песенки, просматривая добрые мультфильмы, которые учат уважению и любви к людям, к природе, к Родине, трудолюбию, учащиеся учатся анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами общеобразовательных учреждений Республики.
– Светлана Владимировна, кто вас поддерживал в данном начинании?
– Хочу выразить слова благодарности управлению по образованию, спорту и туризму Копыльского райисполкома, руководству, родителям учащихся СШ № 2 за поддержку. Особые слова благодарности за оказание методической помощи и консультации специалистам научно-методических и образовательных учреждений республики.
Фото из архива СШ № 2 г. Копыля