Моим первым дзюдоги было бежевое, которое продавалось в клубе дзюдо моего университета. Новички могли купить его в клубе примерно за 25 долларов США. Поскольку я планировал тренироваться несколько раз в неделю, я купил второй комплект, чтобы тренироваться, пока другие дзюдоги стирались.
Тогда я ничего не знал о дзюдоги. Например, я не знал, что существуют такие вещи, как дзюдоги с одинарным и двойным переплетением. Я также не знал, что существуют отбеленные белые версии. Я даже не знал, что существуют такие вещи, как фирменные дзюдоги.
Когда я приехал в клуб дзюдо Кемберли в 1992 году, я с гордостью показал свои дзюдоги из США и сказал другим парням, что купил их за 25 долларов США. «Довольно неплохо, да?» Парни из Кемберли, которые все были спортсменами, быстро просветили меня по теме дзюдоги.
Первое, что я узнал, было о популярных брендах. В то время самым распространенным брендом для соревнований был Dan Rho, производимый компанией Sports Rhode в Германии. У всех игроков в Кемберли был костюм Dan Rho.
В те дни дзюдоги не были должным образом отрегулированы. Некоторые были невероятно толстыми. Некоторые были чрезвычайно облегающими. У некоторых были очень короткие рукава. Лишь спустя десятилетия IJF под руководством президента Мариуса Визера начала стандартизировать дзюдоги, чтобы сделать соревнования более справедливыми для всех участников.
Рукава должны были достигать запястий и быть достаточно широкими, чтобы измерительное устройство для дзюдоги, называемое сокутэйки, могло проскользнуть внутрь. Материал также не должен быть слишком толстым. Он должен быть 750 граммов на квадратный метр. В мое время игроки нередко выбирали дзюдоги плотностью 900 г/м2. Теперь это запрещено.
Бренды дзюдоги, как и другие бренды потребительских товаров, то набирают популярность, то гаснут. К тому времени, как прошел чемпионат мира 1995 года, появился новый бренд, который понравился дзюдоистам. Он назывался KuSakura (из Японии).
Традиционно популярным японским брендом был Mizuno, который носила японская команда. Но KuSakura быстро набирал популярность, особенно в США, где они наняли американского чемпиона мира Майка Свейна в качестве своего амбассадора. Фактически, тот знакомый логотип «S», который носят дзюдоги KuSakura на рукавах, был разработан в сотрудничестве со Свейном.
Я знал Свейна, поскольку помогал ему писать и выпускать книгу по дзюдо об ашиваза, поэтому я попросил его достать мне дзюдоги КуСакура по хорошей цене. Я собирался надеть их на чемпионат мира, сказал я ему.
Синие дзюдоги были введены только после того, как я ушел из соревнований. Они сразу же стали хитом, и многим людям понравилось носить синие дзюдоги, хотя японские чиновники из Всеяпонской федерации дзюдо и Кодокан, похоже, презирают синие дзюдоги.
Всеяпонские открытые чемпионаты по весу до сих пор проводятся, когда оба игрока носят белые дзюдоги. А если вы пойдете в Кодокан, то увидите, что все игроки, тренирующиеся там, носят белые. Однако некоторым японским игрокам нравились синие дзюдоги. Например, покойного великого Тосихико Когу часто видели преподавателем в синем дзюдоги, а не в белом.
Когда IJF сделала синие и белые дзюдоги обязательными для соревнований, некоторые игроки выбрали «обратимые» дзюдоги, которые были и синими, и белыми. Таким образом, если ваш матч требовал от вас носить синие, вы носили синюю сторону наружу (а белую сторону внутрь). А когда от вас требовалось носить белые, вы просто переворачивали их. Однако эта тенденция продлилась недолго, и нормой стало то, что каждый участник приносил на соревнования как белые, так и синие дзюдоги.
Бренды дзюдоги, которые появились в последующие годы, спустя долгое время после того, как я ушел из соревнований, включали Adidas (его производит компания, которая лицензирует основной бренд), Fighting Films (производят те же люди, которые производят видеоролики IJF, отсюда и название) и Ippon Gear (производит немецкая компания, которая распространяла Adidas).
Sport Rhode по какой-то причине утратил популярность и в конечном итоге был куплен другой компанией, которая до сих пор производит дзюдоги Dan Rho. Команда Косово, в частности, носит бренд Dan Rho, но сегодня его носят лишь немногие ведущие спортсмены.
Некоторые бренды популярны в основном в своих собственных странах. Итальянские игроки носят дзюдоги Kappa, испанские игроки носят бренд Daedo, а голландские игроки носят Essimo. Вы также могли заметить бренд Green Hill из Пакистана, который, как правило, носят многие игроки из более бедных стран дзюдо (Green Hill спонсирует некоторых из этих спортсменов).
Говоря о Пакистане, почти все дзюдоги производятся там. Будь то Adidas, Fighting Films или Ippon Gear, все они производятся в Пакистане. Китай также производит дзюдоги, особенно для японских брендов, но большинство дзюдоги в мире поставляются из Пакистана.
Япония на самом деле производит некоторые дзюдоги, но они действительно дорогие, и каждый костюм стоит до 1800 ринггитов, если их импортировать сюда. Более дешевые дзюдоги японских брендов, сделанные в Пакистане или Китае, также доступны. Но слово «дешевле» относительно. По сравнению с японскими они действительно дешевле, но каждый костюм все равно обойдется вам примерно в 1200 ринггитов.
В видеоролике IJF о правилах дзюдоги Мохамед Мериджа, директор по образованию IJF, описывает дзюдоги как «оружие», которое вы можете использовать, чтобы победить своего противника. Это интересный выбор слов.Я бы использовал слово «инструмент», но некоторые игроки в прошлом использовали свои дзюдоги в качестве оружия.
ответственности со своим скользким дзюдоги.
Дзюдо — это вид борьбы в куртках, а дзюдоги — это не просто форма, которая не имеет значения для спорта. В каратэ и тхэквондо, которые являются ударными искусствами, на самом деле не имеет значения, какой костюм вы носите. Ну и что, если он толстый, короткий, узкий... или даже скользкий? На самом деле не имеет значения, когда вы бьете кулаками или ногами. Но когда вы захватываете и боретесь, это имеет значение. То,
насколько хорошо вы способны захватывать и контролировать своего противника, может определить исход поединка по дзюдо. Но помимо захвата рукавов и лацканов противника, есть и другие части дзюдоги, которые вы можете использовать, и некоторые дзюдоисты использовали дзюдоги очень креативно
известна своим переворотом newaza, при котором она использует юбку куртки противника в качестве рычага, чтобы перевернуть его в захват. Она не изобрела этот прием, который на самом деле основан на очень старой технике, называемой хара-дзуцуми, но она популяризировала его настолько, что его регулярно называют «Фунакубо-гатамэ».
Возможно, наиболее инновационным применением куртки является прием Gerbi Choke, который прославила израильтянка Ярден Герби, которая использовала собственную юбку куртки, чтобы задушить свою соперницу Клариссу Агбеньену в финале чемпионата мира в Рио-де-Жанейро в 2013 году.
Герби не изобрела этот прием (он известен как «перуанский галстук» в бразильском джиу-джитсу), но он не был замечен на международных соревнованиях по дзюдо высокого уровня и уж точно не был замечен в финале чемпионата мира.
Я видел, как Герби делал это вживую в Рио, когда я был там, чтобы освещать мероприятие для IJF. В фургоне для прессы по пути в отель после финала все говорили об этом спорном приеме. Кто-то упомянул, что главный тренер России Эцио Гамба считал это незаконным. Другой человек поднял тот факт, что француз Сириль Маре сделал тот же прием на мероприятии месяцами ранее. По этому поводу действительно было много шума.
Впоследствии IJF запретила удушающий прием Герби, и сегодня этот прием больше не разрешен к использованию. Они не применили запрет задним числом, поэтому Герби может сохранить свой титул чемпиона мира 2013 года.
Я помню, как общался с одним из официальных лиц IJF в то время, который оказался французом (соперником Герби в финале был француз), и он отлично ответил на вопрос: «Был ли это законный прием?» Он сказал, что IJF нужно рассмотреть, законно это или нет, «но никто не может отрицать, что это был действительно захватывающий и инновационный прием».
И он прав. Дзюдо — это творчески богатый вид спорта, основанный на борьбе, из-за различных вещей, которые мы можем делать в тачи-вадза и невадза благодаря дзюдоги. Если посмотреть на борьбу, то количество бросков и приемов в партере, которые могут делать борцы, довольно ограничено. Их приемы, конечно, не так разнообразны, как в дзюдо, потому что они не носят куртку. Там нечего хватать, кроме тела противника, и это действительно ограничивает ваши возможности. Благодаря дзюдоги мы действительно можем быть очень креативными в своих движениях.
Дзюдоги важно для нашего вида спорта, но помимо практических преимуществ хорошего дзюдоги, есть также важный психологический элемент. Я всегда люблю говорить, что «чтобы быть хорошим бойцом, вы должны сначала хорошо выглядеть». Я только наполовину шучу, когда говорю это. Когда вы носите хорошее дзюдоги, вы чувствуете себя хорошо. Вы чувствуете себя более уверенным и гордым тем, что вы дзюдоист.
Когда я сообщил одному из своих игроков, что недавний заказ дзюдоги от Fighting Films скоро прибудет, «Рад получить свое новое ги!» — был их ответ. В ответ я сказал: «Прибытие вашего нового дзюдоги знаменует начало нового этапа в вашем путешествии в дзюдо. Это сигнал о том, что вы теперь серьезно относитесь к своему дзюдо, а не просто балуетесь им»