Найти тему
Мягкий Женя

СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО. RITCHIE BLACKMORE'S RAINBOW

В начале 80-х годов прошлого века в СССР существовала целая сеть рок-фанов, обменивавшихся по почте переводными статьями, магнитофонными записями и пр. и пр. западной рок-музыки. Если не ошибаюсь, началось с того, что в журнале "Клуб и художественная самодеятельность" стали публиковать адреса аудиофилов, ищущих друзей по увлечению. Затем эта сеть зажила собственной жизнью, адреса передавались по цепочке, фаны уже не просто обменивались, но и торговали пластинками, постерами, журналами, слайдами, книгами...
Увы, почти ничего из моей "коллекции" тех времен не сохранилось. Случайно уцелела среди бумаг только папка с переводными статьями на букву "R", одну из которых я предлагаю вашему вниманию. Благодаря "коллективному разуму" удалось разыскать даже оригинал данной статьи, фотографию которой я и поместил здесь. Надеюсь, поклонникам Ричи Блэкмора будет интересно узнать, что писали о нем в то время.

13 октября в Павильоне Парижа.
«Это совсем будет непохоже на Deep Purple...» Так было полтора года тому назад в Гамбурге. Ричи Блэкмор заявил впервые, что по истечении последнего турне по Европе он порвёт с Deep Purple, и что его новая группа Rainbow будет сформирована из членов группы Elf.

Несколько месяцев спустя я встретился с Ричи на его калифорнийской вилле, он был в шортах и репетировал с группой, в которой басист уже был заменён молодым шотландцем Джимми Бэйном, "потому что он вдобавок еще и поет" (sic).

В то время как Deep Purple находился в состоянии агонии после прошедших изменений в составе, Rainbow постепенно освобождался от членов группы Elf, сохранив в конечном счёте только лишь певца Ронни Джеймса Дио, единственного музыканта, который был необходим Ричи. Тони Кэйри (случайно найденный в студии Лос-Анжелеса) вступил в должность органиста, а Кози Пауэлл в должность ударника. Короткое турне по Штатам предшествует выпуску второго альбома "Rising" ("Восход"), который был фактически первым альбомом сформировавшейся, стабилизировавшейся группы, в то время как первый альбом
"был выражением моих идей и идей Ронни".

Париж, октябрь 1976 года: публика познакомилась с группой в Парижском Павильоне во время первого европейского турне Rainbow Ричи Блэкмора. Прекрасное сценическое оформление, не выходящее за рамки, которое предполагает рок: переливающаяся радуга обрамляет сцену; она выглядит очень эффектно, но не отвлекает нашего внимания от музыки.

Было бы неверно говорить о том, что музыка звучала убедительно. Слишком она ритмична для тяжёлого рока: рядом с ней музыка Deep Purple кажется розовой водичкой: сомнительные нео-классико-прогрессистские отступления несомненно доставляли удовольствие самим замечательным музыкантам, но, к сожалению, отнимали у них слишком много энергии. Ричи сам тоже заходил иногда слишком далеко, а особенно органист, который с излишним усердием переигрывал даже Джона Лорда.

На какой-то миг могло показаться сомнительным и соло на ударных (Колин "Кози" Пауэлл устроил в некотором роде представление), но к счастью оно закончилось очень выразительной, энергичной вариацией ритмов... Чайковского.

Итак, нас вводят в атмосферу тяжёлого рока, который порой заставляет нас поёжиться. Одна из песен Purple ("Mistreated") сильно переделанная и измененная, а остальное взято из 2-х альбомов, особенно нужно отметить чудесную версию песни Yardbirds "Still I'm Sad", которая была достоянием Джеффа Бека. Ричи, если не учитывать некоторых мелочей, доказал, что он один из величайших гитаристов старой английской школы. И многие из 1200 зрителей (не все поклонники Purple явились на концерт) были захвачены голосом Ронни, который не был замечен ими в бытность свою, в составе Elf, на разогреве Deep Purple в 1975 году: во всяком случае, это один из самых фантастических голосов на рок-сцене со времён Пола Роджерса, и рядом с ним Роберт Плант кажется астматиком.

Короче говоря, Rainbow смог бы стать одной из звезд тяжёлого рока в том случае, если бы они смогли утвердиться, что в данный момент кажется довольно сомнительным...

Взглянем на сцену. Клубы снобов Парижа не привлекают Ричи. Он предпочитает или небольшие уютные местечки или же где творится столпотворение. Мы окончательно обосновываемся в комнатах его гостиницы и за кружкой пива проводим в беседе до 5-6 часов утра. Не всем нравится Блэкмор. Причиной этого является его едкий, язвительный юмор. Но для меня он один из наиболее привлекательных рок-музыкантов, личность особенная в этом мире, где посредственность вкусов и правил разочаровывает многих поклонников, любителей.

После выхода "Rising" многие с иронией заговорили, что группа недалеко ушла от Deep Purple. Но Ричи сам объясняет это так:

"Первый альбом был просто затеей, осуществлением некоторых идей, накопившихся за годы; сделан он с единственной целью - развлечься, позабавиться; второй альбом - результат большой энергии, стремления нападать, как и с Deep Purple... Я ушёл из Deep Purple не из-за их музыки, а из-за того направления, по которому они собирались пойти. При помощи "Rising" мы вновь хотели взяться с Ронни за работу и соприкоснуться с любителями тяжёлого рока."

Другие члены Purple, объясняет он, хотели больше ориентироваться на джаз и соул (гримаса), в то время как он хотел придерживаться более тяжелого рока. Он допускает, однако, что его интерес к классике играет свою роль.

Явно более спокойный и удовлетворённый, чем когда он был с Deep Purple, он внимательно прислушивается к критике. Так, например, соглашается, что продолжительное соло органиста Тони Кэйри напоминает безумие Джона Лорда:

"По правде говоря, я ничего не имею против соло, но только в том случае, если оно является доказательством присутствия музыканта, как это было с Джоном и с Deep Purple вообще на сцене". И потом с Rainbow он постоянно заботится о том, что возможно и объясняет некоторые излишества в данный момент.

"В данное время помимо имени группы есть ещё и мое имя, но я хотел, чтобы было просто: Rainbow. Поэтому я стараюсь оставаться в тени и дать больше свободы действий другим членам группы. Я все же считаю, что для музыканта необходимо соло, чтобы выразить себя полностью, и он не может быть счастлив и удовлетворён, если у него нет хотя бы 10 минут, чтобы выразить себя, испытать чувство удовлетворения".

Остаётся узнать, как к этому относится публика, которая может быть предпочла, чтобы группа играла продолжительные "буги"?

"Для меня нет ничего более ужасного, чем стать одной из так называемых "boogie bands". Я люблю переходить к другой вещи, когда вижу, что публика захвачена, для того, чтобы она пришла в себя и послушала. Группа остаётся в основном группой тяжёлого рока, потому что мне кажется, что это получается у меня лучше всего, но это и не является для нас ограничением, особенно в импровизациях, которые всегда открыты для других элементов..." Например классики:

"У Баха, например, импровизации были построены на септ арпеджио в миноре, а так как я нахожусь под большим влиянием его музыки, я стараюсь ввести это в контекст рока, что очень легко, нежели обратиться к двенадцатитактному блюзу. Я предпочитаю музыку более обработанную, музыку с классической структурой, но и с битом. Это трудно объяснить, это может быть очень тонко, изящно по форме и незаметно для уха публики. Но я никогда не сочту возможным интерпретировать отрывок из классики, хотя я иногда и использую постепенное развитие во время соло, которое непосредственно идет от Баха. Это, мне кажется, вполне естественно - обращение к классике, но в рамках, в качестве рок-н-ролла."

Будущее покажет, сможет ли Rainbow избежать этой очевидной ловушки (внедрение классики). В настоящее время они, кажется, далеки от того, чтобы быть последователями Vanilla Fudge, Nice или... Джона Лорда. Это скорее всего Zeppelin...

"Но Пейджи (Джимми Пейдж) пропал бы без Led Zeppelin. Что бы другое он мог делать? У него нет размаха, необходимого для того, чтобы сделать что-то самому, и он это знает. Для него Zeppelin - идеальная группа, и его дальнейшая жизнь зависит от её существования. Он всегда был очень расчётлив. Пойти дальше этого он не сможет, и для него не существует вопроса об изменении Zeppelin."

Другая крайняя точка - это Джефф Бек: "Что меня больше всего восхищает в нём, это его способность всё доверять случаю. Люди говорят, что он непостоянен, т.к. он никогда не сохраняет надолго группы, но ведь необходимо, чтобы он менялся по мере расширения его музыкального горизонта. Зачем же ему ограничиваться, если он обладает способностью не делать этого. И потом, он всегда неудовлетворен (!) собой и подвержен влияниям. В настоящее время это Jan Hammer. Но я думаю, что это скоро пройдёт. Мне например не нравится, что он делает в данный момент. Но я завидую ему, потому что он следует своему инстинкту.

Мне необходима относительно устойчивая группа, чего я кажется добился с "Rainbow". Но это не есть что-то окончательное. Группа, конечно, будет меняться, в зависимости от музыки, которую она будет исполнять".

На полпути между двумя этими старыми коллегами Пейджем и Беком Блэкмор ищет равновесия между стабильностью и свободой действий. Ещё слишком рано говорить, найдёт ли он его, но у "Rainbow" есть все козыри, чтобы стать большой группой.

Эрве Мюллер (французский журналист),
"РОК И ФОЛК", декабрь 1976 года.
(Пер. с французского Фарфоломеева Анат.)

-2
-3
-4
-5
-6