На обложке этой книги стоит возрастное ограничение – 16+. А еще потенциальный читатель увидит изображение страшных-престрашных не то рук, не то ветвей, которые непонятно к чему, или к кому, тянутся. Хотя, если открыть книгу, то сразу станет понятно: из-за кого и случился весь этот хоррор, по-русски говоря, «ужас ужасный». Все началось в тот самый момент, когда две подружки-москвички решили уехать из жаркой летней столицы куда-нибудь на природу. И нелегкая понесла их в край суровых скал и глубоких холодных озер, не говоря уже о густых и порою непроходимых лесах. Проще говоря, Карелию. Звали подружек Лика и Вика. От лица последней и ведется это повествование, которое прямо на глазах превращается в летопись их похождений по карельским лесам.
Все вроде начинается как некое дорожное приключение двух столичных «штучек», но чем дальше движется сюжет, тем все запутаннее и страшнее становится для них ситуация. Сначала они совершают вынужденную остановку на трассе, проходящей через лес. Затем зачем-то заезжают в этот самый лес. И зачем-то выходят из машины и…теряют ее из вида. Найти ее они не могут, потому что заблудились. Но не в трех соснах, а в сумрачном лесу. Невидимая тень Данте Алигьери встает на заднем плане с началом его бессмертной «Божественной комедии». Помните? Про жизнь, пройденную до половины, и сумрачный лес?
В данном случае это исходное событие оказывается вовсе не метафорой, а реальной ситуацией. Приключение становится настолько опасным, что речь идет просто-напросто о выживании. Светлана Тюльбашева поначалу «жалеет» Вику и Лику, оставляя их «в живых», чем намекает на некую условность созданной сюжетной конструкции. Ибо если принять на веру все те подробности, страхи и испытания, с которыми сталкиваются героини, заплутав, то они вряд ли продержались бы более недели. Но мы помним, что перед нами не дневник выживания, а некий литературный текст, исполненный в определенном жанре с соблюдением соответствующих правил. В простоте его можно назвать «страшилкой». Он бы таковым и оставался, если бы автор не придумала и н выписала параллельную историю о некой семье, вселившейся в пустующий дом в глухой деревне, затерянной в тех же карельских лесах.
Так в книге появляются новые персонажи: некая бабушка, ее сын, его брат, внуки Гриша и Танечка. А еще – прирученный волк, что и вовсе выводит текст в формат природного авантюрного повествования в духе Джека Лондона. Но все эти игры с фауной и флорой – лишь антураж, который лишь усугубляет гнетущее впечатление от книги. Тебе боязно, тебе страшновато, но хочется читать дальше и узнать развязку и причину сосуществования двух параллельных линий рассказа. До поры до времени писатель Тюльбашева не раскрывает все свои авторские карты, ее козыри в том, что она в некотором смысле слова как бы «подвесила» наш читательский интерес на крючки недоговоренности и фабульных недомолвок с тем, чтобы ближе к финалу самым невероятным образом сомкнуть в единое целое обе истории о том, как людей лес превращает в странные существа, которых начинают терять человеческий облик. И вовсе не по причинам мистического характера. Проще говоря, стартовав как «ужастик» с налетом многозначительности, «Лес» превращается в драму людских судеб в глуши и беспросветном бытии. Недаром ключевое место в книге носит такое труднопроизносимое, но такое выразительное название – Шижня. Как хотите, так и понимайте.
Получается даже некая назидательность в этом романе, когда люди перестают быть людьми и теряют человеческий облик в самом прямом, бытовом смысле слова. При этом, описывая нравы, царящие в карельской глухомани, Светлана Тюльбашева парадоксальным образом сочетает сарказм и сочувствующую интонацию по отношению к любому из тех персонажей, каковые обжились на страницах ее книги. Читать ее явно стоит, потому что в ней есть не только повод для острых ощущений, но и те ситуации и эпизоды, каковые выглядят почти как притчи с назиданием на излете сюжета.
Лес в данном случае – метафора тех запутанных и темных отношений, которые могут возникать между людьми. Ведь чаще всего мы отправляемся туда либо по грибы, либо по ягоды. И очень редко, чтобы сменить обстановку. Во всяком случае, надолго. Обычно на несколько часов, но кто знает: какие чудеса и обитатели ждут нас в глубине лесной чащи? Иногда наслаждаешься тишиной и чистым воздухом. А если вдруг окажешься в темноте, то тогда и в душе может наступить тот самый сумрак, из которого так трудно бывает выбраться…
«Лес» - литературный дебют молодого автора. Весьма впечатляющий и подталкивающий к тому, чтобы ждать следующее ее сочинение. Интересно: какое у него будет название?
Cергей Ильченко