Найти тему
Stories юриста

Итоги уходящего лета. Москва и Московская область

Летом, помимо поездки в Санкт-Петербург, пришлось съездить еще в столицу, в рабочую командировку. У одного из доверителей проходило наследственное дело, связанное с двумя требованиями: установить факт владения после умершего более 70 лет назад родственника и признать право собственности на дом и земельный участок под ним. Где клиент проживал с рождения.

Личное фото автора.
Личное фото автора.

Нередко случается, что родные и близкие не видят смысла в доведении до конца всех спорных вопросов в отношении принадлежащего им жилья и вещей. Сделать какие-то распоряжения для наследников не считают правильным и нужным, затягивают с процедурой сбора документов. Из-за простой безграмотности и по незнанию, возникших трудностей в процессе оформления. Эти вопросы не решаются годами! В итоге остаются объекты, не включенные в Реестр недвижимости и/или кадастровый перечень и по которым нет даже правоустанавливающих свидетельств, «потерянные» доли усопших прадедушек/прабабушек (или дедов/бабулей, родителей), нерешенные вопросы по земельным участкам. Зато потом их потомкам приходится знатно побегать по инстанциям, собирая всевозможные справки, выписки, документы, чтобы объяснить то, что фактически раньше не требовало усилий доказывать. Поскольку с каждым годом требования к оформлению усложняются, то что не успели или не смогли зарегистрировать – выпадает из «оборота» и не считается принадлежащим априори.


Это дело было в самом начале не сложным. Практика по разным регионам разнится: у нас проще сперва в особом производстве установить факт в заявительном порядке, а вторым производством уже исковыми требованиями «узаконить» на основе первого решения (о признании факта) право собственности или иные обстоятельства.
Но дело затянулось и прошло 9 месяцев, как был составлен и подан 1й иск.

Возникли сложности в московскими судами, где проживал доверитель и находилось спорное родовое имущество. Поскольку с середины ноября все суды начинают по любым (иногда надуманным причинам) «тормозить» и отклонять поданные заявления.

Под предлогом «вам не к нам, а в Перовский райсуд» таким определением Ногинский городской суд вернул заявление с госпошлиной. Подали в указанный суд, немного отредактировав документы с иной подсудностью. Дело приняли, но поставили «на паузу» перед Новым годом.

В январе, после долгих выяснений и визитов в канцелярию суда неискушенного в азах юриспруденции мужчины, потраченных им нервов и «прогулов в рабочее время», после единственного моего звонка помощнице председателя суда, выяснилось: аппарат суда желает рассмотреть дело сразу «2 в 1», а не «попроще». И Ногинский городской суд (предыдущий) «ошибся», делегировав определением дело к ним в производство. Т.е. указать сразу и требования о факте владения и фактическом принятии наследства преемником «утерянной доли» давно почившего родственника 4го поколения.
Дело осложнялось тем, что мы находились в разных регионах и «удаленность» не могла быть решена простым консультированием или составлением документации. Если ранее предполагалось, что многие вопросы будем решать посредством участия по ВКС (видео-конференц-связь) в судах, то обстоятельства изменились. Резко обострилась ситуация у нас в регионе с февраля текущего года. То, что произошло 30 декабря 2023 года в центре города, изо дня в день повторялось. Каждые 2-4 часа звучала сирена, ПВО еле успевало сбивать ракеты; в сутки доходило до 10-12 ракетных, авиационных или БПЛА-опасностей. При таком напряженном и пугающем графике жизни многие организации, включая судебные, были вынуждены приостановить работу. Никаких заявлений о ВКС между судебными отделами московского и нашего городов не могло быть и речи.

Следы от сбитых целей в небе над домом и живые птички, личное фото автора
Следы от сбитых целей в небе над домом и живые птички, личное фото автора

Мужчине пришлось пересилить природную стеснительность, робость и страхи перед «страшным и грозным» судом и взять ведение процесса в свои руки.
Дело обостряло неприятное и хамское поведение соседей по дому. Которые до этого поверили, что без их советов и помощи ничего у «малохольного» соседа не получится, останутся как и раньше единственными собственниками половины дома. Еще фактически «оттяпав» более 10 кв.м. участка от общей земли (проведя без согласования межевание и границы много лет выделенного колхозом еще в 60-е годы на 2е семьи неродных друг другу людей), будут только СВИДЕТЕЛЯМИ в деле по наследству.
Они, привыкшие к тихому и неконфликтному наследнику (истцу), пытались саботировать ход судебных заседаний, скандалили и угрожали не только ему, но и соседям близлежащих участков. В результате чего почти все, кто ранее согласился и был указан в ходатайстве о вызове в суд, отказались от дачи показаний и опроса в суде. Вопрос по привлечению свидетелей был закрыт.

Доверитель срывался и нервничал, на мои пояснения и письменные подсказки «что нужно говорить если спросят то-то» реагировал тем, что «впадаю в ступор и не понимаю» в зале суда. Даже простые и расписанные в иске вопросы и доводы не воспринимал, если судья пыталась более подробно выяснить его позицию.


Предчувствуя, что таким поведением запросто можно «убить» вполне обоснованные требования и не решить поставленные цели, пришлось договориться о личном участии в день судебного заседания на 30 июля. От нас до Москвы на поезде – одну ночь. Ситуация на приграничье неспокойная, многие рейсы РЖД отменили, а билеты поднялись в цене. В день прибытия, после участия в процессе, нужно было рассчитать время и взять сразу обратный билет, ближе к вечеру.
При посадке снова объявили «ракетную опасность» (РО), но время отбытия не изменили и поезд отправился в столицу без задержек.

Утренний кофе в поезде, почти в Москве. Личное фото автора
Утренний кофе в поезде, почти в Москве. Личное фото автора

Ранним утром на перроне Курского вокзала меня встречали. Поскольку время суда было назначено на полдень, мы с доверителем не спеша, с пересадками, перешли на электричку, следующую в Ногинский район Московской области.
Суд располагался неподалеку от станции, здание небольшое, но такой же планировки, как все суды, в которых доводилось бывать за годы работы.

Фасад суда, личное фото автора.
Фасад суда, личное фото автора.

В процессе доверителю пришлось обратиться к кадастровому инженеру для составления плана участка под наследственным домом, определения его границ как ранее поставленного на кадастровый учет. В связи с этим возникла необходимость уточнить ранее заявленные требования в части наследственного земельного участка, поскольку соседи по дому (построенный на 2е квартиры) считали, что мы претендуем на ИХ собственность.


А фактически общий участок нужно было давно, как и дом, разделить в собственность по 1/2 части. Вот почему проще было бы изначально установить факт правопреемства, а потом уже владения, исходя из принятия наследственного имущества. По результату у сособственников-соседей домовладение выделялось на половину (на 1/2 долю двухквартирного дома и половины участка); у клиента также была половина дома: к уже имеющимся 3/8 долям после умерших близких+1/8 «потеряшка» покойного родственника по бабушке (включая участок с постройками и сооружениями на 1/2 части бывшего «общим», ставшего «обособленным и самостоятельным» земельном участке).


С подготовленными бумагами мне пришлось участвовать уже в 4м по счету судебном заседании. Неразбериху с недостающими копиями решили оперативно, меня без лишних вопросов допустили в качестве представителя для участия в суде. Работники Ногинского горсуда оказались очень приятными и вежливыми. Судья Н., даже не проверив «положенный уровень высшего образования» и имеющиеся дипломы, убедившись «в понимании иногородним представителем нюансов дела», буквально за 20 минут: приняла все документы, побеседовала по уточненным требованиям и «посовещавшись с собой», удовлетворила поданные заявления.

Возражать было некому – соседи-ответчики не явились (к радости доверителя и моему разочарованию «побеседовать» и урезонить их высокомерно-агрессивный настрой), от администрации района тоже никто не пришел. Клиенту не пришлось нервничать, ничего пояснять, только кивать и соглашаться. Он был приятно удивлен как с первого визита мы смогли с судьей прекрасно понимать друг друга «с полуслова». Была назначена новая дата заседания на август (т.к. процессуально уточнение требований влечет рассмотрение дела и продление сроков «заново»).

Мне разрешили ознакомиться с материалами дела, поскольку доверитель признался, что они передавали судье какие-то свои документы на суде, но ему их копии не вручили (а он ПОСТЕСНЯЛСЯ попросить). Удивило, что меня не попросили для этого пройти в отдельную комнату (как обычно у нас происходит), а по ходу проходило рассмотрение следующего по списку дела, в том же зале.

Выйдя из суда, мы вернулись на электричке в Москву. Там нас ждала супруга доверителя. Благодаря ей и началось это непростое судопроизводство в интересах мужа. Мне, плохо знающей Москву и её окрестности, провели небольшую экскурсию по достопримечательностям, угостили отличным обедом в ресторане национальной (башкирской) кухни.

С Е., супругой, личное фото автора.
С Е., супругой, личное фото автора.

Не спеша вместе поехали на Курский вокзал, где меня проводили и «посадили» в вечерний поезд, а ранним утром благополучно добралась до своего города.
После моего единственного визита в суд процесс пошел более спокойно. Скандальные соседи больше ни разу не явились на процесс, судья стала «понятнее общаться» с доверителем, а он перестал нервничать, успешно её «понимал и объяснял».


P. S. Сегодня, в сентябре, состоялось шестое, последнее заседание. Так совпало, что в день рождения супруги моего доверителя. Исковые требования, по его словам и информации на сайте суда, удовлетворены. Надеюсь, и по земельному вопросу. Ждем решения суда. Возможно, это не последний этап, и ответчики будут с ним не согласны и обжалуют. Но надеюсь, что они, не найдя времени и поленившись нанять юриста в ходе рассмотрения дела, игнорируя последние заседания, не затянут процедуру и не будут препятствовать. Человек без проблем узаконит свою собственность и доведет все вопросы по проблемному наследству до завершения.