Найти тему

Работа с исторической картой на ЕГЭ по истории

Историческая карта является, пожалуй, основной и одним из самых главных источников, который должен быть всегда использован, изучен и осмыслен как историком, так и выпускником школы, выбравшим сдавать ЕГЭ по истории. Карта – ценнейший источник информации, поскольку графически, а не словесно, она предоставляет нам возможность взглянуть на событие, понять, как проходили границы государств, где и как велись боевые действия, где располагались всевозможные экономические зоны и т. д. Например, встречающийся нам в тексте понятие «Путь из варяг в греки» по большей части не говорит не о чём. Однако взглянув на карту, мы понимаем, через какие города проходил этот путь и в чем заключается его торговое значение. Сдающему государственный экзамен также предлагается выполнить задания по картам, таким образом проверив его умение работать с ней.

Данный навык проверяется в заданиях №9-12. Разберем содержание и критерии каждого вопроса отдельно. Прежде всего, стоит отметить, что все 4 задания базируются на одной карте. В задании под №9 необходимо ответить на конкретно поставленный вопрос. За верно данный ответ экзаменуемый получает 1 первичный балл (0 баллов в случае неправильного). 10 задание заключается также в ответе на вопрос, связанный с картой. Задание №11 строится на том, чтобы прочитать приведенный текст о событиях, отражённых на карте, и, используя её, указать слово, которое пропущено в этом тексте. Критерии оценивания вопросов №10 и №11 аналогичны № 9. В задании 12 необходимо выбрать верные суждения, относящиеся к карте. Всего в вопросе представлено 6 положений, а число предполагаемых правильных ответов не указано. 2 балла ставится в случае верно данного ответа, 1 б. за 1 ошибку в данном Вами набора цифр, а ноль за неверный ответ. Таким образом, успешное выполнение заданий принесёт целых 5 первичных баллов. Это доказывает, что полученные или отсутствующие баллы за эту часть вопросов имеют большое значение на результат общего итога экзамена. Более того, это подтверждает необходимость выработки умения тщательной работы с исторической картой.

Разобрав особенности выполнения заданий можно перейти к литературе. Стоит отметить, что существует достаточно большое количество книг/справочников/пособий, которые подойдут для подготовки к экзамену. Прежде всего, необходимо работать с атласами. Для этого отлично подойдут атласы от издательства «Дрофа». Одним из преимуществ работы с картами от этого издательства является то, что они имеют схожий формат с картами, которые попадаются на ЕГЭ. Вдобавок, большинство материала, изложенного в атласах, является основой при составлении экзамена. Хотя можно использовать и атласы других издательств, каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, всегда читая основной учебник или книгу по истории России, держите рядом с собой атлас. К примеру, изучая события Русско-турецкой войны 1828-1829 гг., обязательно обратите внимание на города, которые являлись местами сражений, крепости, направления движений войск противника и т. д.

Пример Атласов от Дрофы. В моём Телеграмм канале вы найдёте атласы ещё 4 разных издательств + прилагающиеся к ним контурные карты
Пример Атласов от Дрофы. В моём Телеграмм канале вы найдёте атласы ещё 4 разных издательств + прилагающиеся к ним контурные карты

Отдельно хочется посоветовать к ознакомлению атлас под названием «Атлас Победы. Великая Отечественная война 1941-1945 гг» (Атлас Победы. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. / Отв. ред. и сост. Ю. А. Никифоров. - М.: Издательство «Просвещение», 2016. - 295 с.). Эта книга позволит глубже изучить карты, относящиеся к периоду 1941-1945 гг. Также этот атлас подойдёт тем, кто готовится к олимпиадам. Что касается пособий, то можно порекомендовать картографический практикум под авторством Р. В. Пазина и П. А. Ушакова (История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. 10-11-е классы: учебное пособие / Р. В. Пазин, П. А. Ушаков. - Ростов н/Д: Легион, 2017. - 224 с.). Вдобавок можно поработать со справочниками, составленными С. В. Селеменевым. Для общего развития можно смотреть видео, которые сопровождаются интерактивными картами.

Тот самый атлас, о котором я писал выше
Тот самый атлас, о котором я писал выше

Также, наверное, одним из самых эффективных методов подготовки к заданиям данного типа, является работа с контурными картами. В данном случае, Вы будете сами составлять и рисовать карты, что позволит Вам лучше запомнить месторасположение городов, направления армий, войск, миграций населения, народов и т. д. Кроме этого, у Вас будет срабатывать зрительная память, и при сдаче экзамена вы будете вспоминать эту карту, потому как сами рисовали её. Материалом может послужить контурные карты также от издательства «Дрофа». Если у Вас нет возможности приобрести такое пособие, то можно распечатать. Проработанные Вами карты следует складывать в папку и периодически просматривать их, параллельно повторению тем по истории России.

На своих занятиях я постоянно уделяю внимание этому аспекту, и каждый урок демонстрирую своим ученикам сразу несколько карт. А имея графический планшет, отлично получается рисовать стрелки, направления ударов, обводить и подчёркивать города. Плюс, имея навыки работы в Фотошопе, я научился создавать более простые и понятные карты, с ограниченным количеством элементов (часть таких карт вы уже могли видеть в моём Телеграмм-канале).

Например, карта, где обозначены только реки
Например, карта, где обозначены только реки

Перейдём непосредственно к тому, как работать с картой. Во-первых, на карте следует отметить/подчеркнуть все те слова, которые являются ключевыми, для определения того, что изображено на предложенном Вам изображении. Например, если на карте изображено: Чудское озеро, река Нева, стрелки походов Александра Невского. Сопоставив данные, мы понимаем, что речь идёт о комплексной карте, включающей в себя следующие события: Невская битва (1240 г.) и Ледовое побоище (1242 г.). Далее необходимо догадаться о том, что скрывается под цифрами или буквами, которые отмечены на карте. После того, как карта будет полностью проработана, можно приступать к выполнению заданий. При работе с изображением, всегда стоит обращать внимание на письменные обозначения на карте, поскольку именно они предоставляют всю информацию об иллюстрации. Всегда делайте акцент на название городов, ведь их наименования отражают эпоху. Например, до 1914 года Санкт-Петербург назывался также, как и в настоящее время. Однако в период с 1914 г. по 1924 г. город именовался Петроградом, а в течении 67 лет, с 1924 года, «Северная Венеция» называлась Ленинград, в честь В.И. Ленина. Именно из-за знания или игнорирования таких деталей зависит выполнение заданий.

Также, как было отмечено ранее, большое значение имеют действующие лица, которые отображены на карте. В случае, если на предоставленном Вам изображении отсутствуют какие-то понятия, ярко отражающие эпоху/событие, то, если имеется, ищите имена полководцев и военных деятелей. К примеру, в приведённой ниже карте отсутствуют какие-либо географические названия кроме отмеченного Финского залива. В задании нас просят назвать войну, одно из сражений которых изображено на схеме. Предположим, что мы не знаем, как называется тот географический объект, который нам проиллюстрирован, а ведь он как раз является ключом к пониманию правильного ответа. Мы понимаем, что это одна из Русско-шведских войн, которых было огромное количество. Но на карте представлены имена двух русских полководцев - Пётр I и Фёдор Апраксин. Тут мы делаем вывод на основе наших знаний, что при Петре Алексеевиче была одна война со Швецией, вошедшая в историю под названием Северная война. Таким образом, в ответ заносим слово Северная. Для пояснения стоит сказать, что на карте нам была представлена одна из решающих битв войны - сражение у мыса Гангут в 1714 году.

-5

В случае если карта на Ваш взгляд предоставляет скудную информацию, обратите внимание на вопросы под № 10, 11, 12. Иногда в приведённом тексте этих заданий есть подсказки, которые могут помочь для выполнения всего задания. Разберём на конкретном примере (задание № 11).

-6

«Войска белых смогли взять Курск, Севск, ___________, но дальше на север пройти не смогли».

На данной карте нет ни примечания того, войска кого ведут наступление, ни ключевых сражений. Однако в №11 написано: «Войска белых смогли взять Курск, Севск, _____, но дальше на север пройти не смогли». Слово «белые» применительно к периоду истории России известному как Гражданская война 1918-1922 гг. Белые - представители антибольшевистского движения в годы Гражданской войны. Следовательно, мы понимаем, какую информацию несёт нам данная иллюстрация.

Разобрав некие особенности выполнения вопросов, выполним задания из демонстрационного варианта 2025 года:

-7

№ 9. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот _____________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

№ 10. Укажите фамилию российского военачальника, в честь которого была названа военная операция советских войск, проводившаяся в районе, обозначенном на схеме цифрой «1».

№ 11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в тексте. «Большую роль в операции по освобождению ____________ сыграли действия 2-й ударной армии Ленинградского фронта под командованием Ивана Федюнинского. Эта армия ранее вела боевые действия под Нарвой и была оперативно переброшена под ____________ в связи с изменением обстановки. Когда советские войска были на подходе к________________, командование противника осознало полную бесперспективность дальнейших боёв на этом направлении и приказало провести операцию, предусматривающую эвакуацию и отступление немецких войск».

№ 12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, советскими войсками была освобождена Братислава.

2) В период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, союзники СССР открыли Второй фронт во Франции.

3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, советскими войсками был освобождён Крым.

4) Война, часть событий которой отражена на схеме, началась с нападения Германии на страну, обозначенную на схеме цифрой «4».

5) Цифрой «3» на схеме обозначен район Корсунь-Шевченковской операции советских войск.

6) В период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, была полностью снята блокада с города, обозначенного цифрой «2».

Во-первых, изучаем карту, параллельно отмечая ключевые слова - действия Красной армии, названия советских республик. Далее мы идем искать информацию в оставшихся заданиях и находим следующее: Ленинградский фронт, второй фронт во Франции, Корсунь-Шевченковская операция. Из этого делаем вывод, что события посвящены Великой Отечественной войне. Далее мы начинаем по порядку выполнять задания, применяя знания по истории России. Данная карта иллюстрирует целый ряд наступательных операций, известных также как «Десять сталинских ударов», осуществленных в 1944 году. Следовательно, в ответ записываем: сорок четвертом (записывать без пробелов!). В №10 просят указать фамилию российского военачальника, в честь которого названа операция под цифрой 1. Военная операция по освобождению территории Белорусской ССР получила название «Багратион». Задание 11 решается только благодаря карте. В бланк ответов заносим город Таллин. Следующий номер выполняем, применяя карту и знания, получая в итоге такую комбинацию цифр - 2356.

В заключение хочется сказать, что работа с исторической картой - важнейший навык, который должен быть выработан учащимся, выбравших для сдачи государственного экзамена историю. Процесс по подготовке к этим заданиям должен быть постоянным, поскольку чем больше Вы будете уделять время картам, тем лучше будут Ваши результаты. Но не стоит забывать, что основу составляет всё-таки выученный Вами материал по истории России. В этом как раз и заключается способ подготовки - изучение карт должно идти параллельно. Расчёт на то, что карты следует изучать отдельно неверен. В Вашей памяти не будет выстраиваться связь «событие - графическое изображение», без которой процесс запоминания не увенчается успехом.

Для записи на консультации и занятия, связи со мной, переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html

2. Группа Вконтакте: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ