Найти в Дзене
Ты что, психолог?

Страшно (или) тревожно?

Оглавление

Сейчас тревога «в тренде», если так можно выразиться. И это как будто большая проблема, бич эпохи. Но слово-то само существует давно, а значит и тревожились люди как минимум со времен его появления. Что стало не так? Сегодня рассуждаю о «здоровой» и «нездоровой» тревоге, и чем она отличается от страха.

Котик тревожится о будущем. Не будем как котик.
Котик тревожится о будущем. Не будем как котик.

А норма где?

Сперва определимся с нормой. О самом понятии «норма» поговорим в другой раз, сейчас же сфокусируемся именно на нормальном проявлении тревоги. Вспомните себя накануне экзамена, этот мандраж на тему «а какой же билет я вытяну?» или «а смогу ли я незаметно списать?». Или из менее приятного и более свежего: когда мы ждем результаты каких-то важных анализов. Нервничаем? Ситуации можно приводить разные, у всех свои триггеры, но посыл примеров, думаю, ясен. Здесь речь идет о некоем предстоящем событии, исход которого имеет именно для нас высокую значимость. Так вот, это нормальная, так сказать «здоровая» тревога. Она бывает не часто, появляется применительно к конкретному событию, длится до его свершения, и потом нас благополучно «отпускает». Такая тревога именуется «ситуационной», поскольку связана с конкретными ситуациями.

А как не надо?

А вот при «нездоровой» тревоге подобное состояние уже становится частью нашей жизни. Это систематическое напряженное ожидание чего-то неведомого, но обязательно неприятного, в будущем. Если помните Чеховского «Человека в футляре», то там героя преследовало подобное состояние, которое он сопровождал словами «Как бы чего не вышло». Это такая своеобразная игра в «вангование», когда человек ожидает негативной развязки всего, что только можно придумать в будущем. То есть представляет самый неприятный сценарий, на который способно его воображение, и фокусируется именно на нем. То ли ребенок из школы задерживается (наверное, его похитили), то ли муж на звонок не отвечает (наверняка, у него появилась другая), то ли ошибку в работе допустили (все, меня уволят). Здесь совершенно не идет речь о реальной вероятности таких предположений. Проблема в том, что именно этот исход не дает человеку покоя и вызывает тревогу. Такая тревога называется «невротическая».

Одним из капканов такого мышления является неосознаваемая убежденность, что если о плохом варианте развития событий думать, то на него удастся как-то повлиять, предостеречься от него. Или если будешь все время наготове, то сумеешь вовремя среагировать – и плохое обойдет стороной. Это бы полбеды, если бы дело было в этом. Если бы можно было представить что-то неприятное, решить, как мы будем действовать в такой ситуации, и отложить мысли об этом до наступления (не приведи Господь) такого случая. На деле же человек просто застревает в самих мыслях о неудачном раскладе, постоянно прокручивая их в голове. Это влияет на общий эмоциональный фон не только самого человека, но и окружающих его людей. Ведь часто приведенными в примерах выше мыслями мы стараемся делиться с другими. И местами довольно навязчиво. В таком состоянии человек не обращает внимания на аргументы в пользу благоприятного исхода, но такой исход и не заслуживает внимания: в нем ведь нет ничего опасного.

Эволюционно интерес человека к опасности даже оправдан. Не страшно, если ты не найдешь внезапно отличную антилопу на ужин, сойдет и привычная куропатка. А вот самому стать чьим-то ужином – это уже история без продолжения. Тут лучше перестраховаться.

А к чему приводит?

Примечательно, что, стараясь обезопасить себя в будущем, мы совершенно перестаем жить в настоящем. Это, кстати, и есть главное отличие тревоги от страха: страх всегда про что-то, на что можно взять и отреагировать – сказать, сделать. Страх предупреждает нас о реальной угрозе нашей целостности, физической или нет. Страх - всегда про реально возможные действия, которые вот прямо сейчас стоит предпринять. В то время как тревога – про вероятность (и часто – весьма низкую) того, что может случится что-то нехорошее. Еще интереснее, что, когда будущее становится настоящим, в котором ничего катастрофического не случилось, тревожный человек тут же теряет к нему интерес. Максимум вздохнет с облегчением и тут же переключит свое внимание на «более перспективную» ситуацию в новом будущем: там ведь еще может произойти нечто неведомое, но непременно плохое.

Все это очень изматывает человека, ведь у него практически нет возможности расслабиться. Если задуматься, то видно, что тревога совсем не способствуем мобилизации наших сил. Наоборот, она систематически их истощает. Ведь если события сложились, действительно, не самым лучшим для нас образом, мы начинаем как-то решать возникшую проблему. В этот момент уже пропадает ощущение тревоги, ведь речь идет о настоящем. Но к этому моменту мы приходим уже изрядно истощенными, то есть эффективность наших действий снижена.

Что же делать?

Для начала - чаще сверять свои ощущения с действительностью. Понимаю ли я, что беспокоюсь о будущем, а не о настоящем? Какова реальная вероятность волнующего меня исхода? А какие еще могут быть варианты? А какой исход был чаще в похожих ситуациях? Тревога подсвечивает наше отношение к себе. Как правило, невротическая тревога связана с опасением не справиться с чем-то, что может произойти. Но что такое «не справиться»? Ведь мы как-то дожили до этого момента? Получается, справлялись?