Однако ключевых направлений — стройки, ЖКХ, такси и так далее — ограничения не коснутся. И, как это уже было в случае с другими регионами, в Подмосковье тоже очень много «но» и исключений. И в целом картина, по прогнозам экспертов, особо не изменится
Обновлено в 16:49
Начиная со следующего года в Московской области иностранцев с патентами не смогут принимать к себе работодатели из целого ряда отраслей. Так, они не смогут работать в торговле алкоголем и табаком, в сфере уличного питания в нестационарных торговых объектах, в социалке, спорте, культуре, досуге, здравоохранении и образовании.
При этом ограничения не коснутся граждан стран ЕАЭС. То есть граждан Киргизии, Белоруссии, Армении и Казахстана. И запрет не распространяется на стройку, коммуналку, общепит в стационарных точках, и, в отличие от многих других регионов, где также были введены или анонсированы подобные ограничения, в Подмосковье запрет не касается такси и транспорта в целом.
Таким образом, даже по данным правительства региона, заменить на рабочих местах придется всего 5600 человек, что в масштабах Подмосковья не проблема, говорит председатель московского областного регионального отделения «Опоры России» Владислав Корочкин:
Владислав Корочкин председатель московского областного регионального отделения «Опоры России» «Это в принципе совсем не страшно. Вот эти отрасли, которые перечислены, в общем-то, особо тревоги не вызывают, потому что там, наверное, не так много иностранных специалистов-мигрантов на патенте».
Что касается запрета на работу по патентам в торговле алкоголем и табаком, то условного «Красного и белого» это тоже не касается. Потому что там продаются колбаса, сыр, хлеб и яйца, а значит, это уже не просто алкоголь. Общепит в нестационарных точках — это отдельно стоящие палатки и лоточки. Шаурмичная на первом этаже жилого или нежилого дома с окошком на улицу не относится к нестационарным объектам, пояснила Business FM ведущий юрист Центра международной миграционно-правовой поддержки Евгения Сугутская. А вот к запрету на работу мигрантов в культуре и спорте у эксперта есть вопросы. Получается, что уборщицей в театр или бассейн мигрантке с патентом уже не устроиться, говорит она:
Евгения Сугутская ведущий юрист Центра международной миграционно-правовой поддержки «С палатками понятно, там вопросов нет. Но почему затрагиваются вот эти сферы, чем, как говорится, уборщица, администратор на патентах помешали, я не знаю. Это низкооплачиваемая работа, если она делается хорошо, они с людьми как таковыми не общаются, они делают свою работу от и до, то есть цель, для которой они наняты, они выполняют».
Как Business FM пояснили в правительстве Московской области, по предварительным оценкам, с учетом федеральных ограничений по допустимой доле мигрантов в сфере торговли крепкой алкогольной продукцией занято 3,4 тысячи патентщиков, торговле пивом и табаком — 1,5 тысячи. В уличном питании, здравоохранении, образовании, спорте, культуре и досуге — порядка 0,7 тысяч:
«Необходимо отметить, что запрет вступит в силу с первого января 2025 года, что дает бизнесу и гражданам время сориентироваться и переключить трудовые отношения на другие категории. Правительством Московской области были предложены губернатору региона первоочередные меры по запрету на привлечение мигрантов в отдельных отраслях, где особенно «фонит». Эти зоны мы определяли исходя из обратной связи с населением Подмосковья. Мы продолжим и дальше отслеживать и анализировать обращения граждан. Если говорить о спорте, культуре и досуге, то зачастую работники обслуживающего персонала привлекаются аутсорсинговыми компаниями, которые несут ответственность за качество их работы. Контроль за ними будет осуществляться и дальше. Запрет на их деятельность не распространяется».
Глобально, как уже было сказано выше, такие запреты ситуацию на рынке труда не меняют. Эти ограничения так и вводятся: чтобы можно было о них заявить, но практически ничего при этом не трогать, говорит ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров. А то, что ничего не изменится на практике и общество потом может опять начать задавать вопросы, — так это потом, говорит политолог:
Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Это снимает текущую напряженность, а в этом вопросе не может быть никакого окончательного решения национального вопроса. Главное — снять какие-то серьезные проблемы сегодня, а завтра будем разбираться с новыми серьезными проблемами. Я думаю, что большую часть людей, не совсем кровожадно настроенных, — а большая часть наших соотечественников все-таки не кровожадно настроены — удовлетворят такого рода меры. Ну, увидят, что власти стараются. И этого будет достаточно».
По словам политолога, отдельный вопрос — а насколько высока напряженность сегодня в реальности? Ведь одно дело просто ругать всех приезжих, другое — спросить людей, готовы ли они будут в случае чего сами подметать дворы или хотя бы на полчаса дольше ждать доставку? Ответы могут быть совсем другими.