Найти в Дзене
De Rebus

Барнетт Ньюман. Vir Heroicus Sublimis

"Vir Heroicus Sublimis" Барнетта Ньюмана (1950-1951) - монументальная картина, воплощающая его исследование возвышенного, человеческого опыта и роли художника. Название картины, которое переводится как "Человек героический и возвышенный", отражает стремление Ньюмана создавать произведения искусства, которые затрагивали бы зрителей на глубоком эмоциональном и экзистенциальном уровнях. Картина представляет собой огромное пространство ярко-красного цвета, доминирующего на холсте. Это ошеломляющее цветовое поле создает ощущение интенсивности и погруженности, заставляя зрителя чувствовать себя поглощенным работой. По красному полю расположены пять тонких вертикальных линий, которые сам художник называл словом “zip” (нечто стремительное, резкое, треск, свист, звук молнии), разного цвета и ширины — от белого до более темных оттенков. Эти “молнии” разрезают цветовое поле, создавая напряженность между ощущением единства и фрагментарности. Ньюман рассматривал zip как способ разграничения простр

"Vir Heroicus Sublimis" Барнетта Ньюмана (1950-1951) - монументальная картина, воплощающая его исследование возвышенного, человеческого опыта и роли художника. Название картины, которое переводится как "Человек героический и возвышенный", отражает стремление Ньюмана создавать произведения искусства, которые затрагивали бы зрителей на глубоком эмоциональном и экзистенциальном уровнях.

Картина представляет собой огромное пространство ярко-красного цвета, доминирующего на холсте. Это ошеломляющее цветовое поле создает ощущение интенсивности и погруженности, заставляя зрителя чувствовать себя поглощенным работой.

По красному полю расположены пять тонких вертикальных линий, которые сам художник называл словом “zip” (нечто стремительное, резкое, треск, свист, звук молнии), разного цвета и ширины — от белого до более темных оттенков. Эти “молнии” разрезают цветовое поле, создавая напряженность между ощущением единства и фрагментарности. Ньюман рассматривал zip как способ разграничения пространства и указания на индивидуальное присутствие в обширном пространстве.

Размер картины - примерно 240 на 540 см - призван физически подавлять зрителя, заставляя его неотрывно смотреть на произведение. Близость зрителя к картине меняет его восприятие, погружая его в интимную и созерцательную атмосферу.

Возвышенное и человеческий опыт

Главной темой картины является возвышенная, эстетическая концепция, связанная с ошеломляющим величием или красотой, вызывающей чувство благоговения или даже ужаса - нечто близкое к нуменозному переживанию. Ньюман стремился создать непосредственное и интуитивное восприятие возвышенного не с помощью традиционного представления (например, пейзажей), а с помощью абстракции.

Название "Vir Heroicus Sublimis" подчеркивает веру Ньюмана в героический потенциал личности. Обширное красное поле может быть истолковано как метафора существования или вселенной, а zip представляют людей, стоящих на этом огромном пространстве. Они предназначены не для разделения поля, а для того, чтобы существовать внутри него, символизируя индивидуальное присутствие и уникальность опыта каждого человека перед лицом непреодолимых сил.

Ньюман хотел, чтобы его работы вызывали эмоциональную реакцию и конфронтацию зрителя с самим собой. Картина призывает зрителей задуматься о своем месте в необъятной Вселенной, отражая веру Ньюмана в способность человека соприкасаться с возвышенным и, таким образом, выходить за рамки обыденного опыта.

Влияние и философия, стоящие за работой

На подход Ньюмана к живописи, особенно в этой картине, сильное влияние оказала экзистенциальная философия и его стремление к общению на изначальном, невербальном уровне. Он отверг формализм и традиционное повествовательное содержание, сосредоточившись вместо этого на чистом восприятии цвета и пространства.

Концепция возвышенного, сформулированная такими философами, как Эдмунд Бёрк и Иммануил Кант, занимала центральное место в мышлении Ньюмана. Для Ньюмана возвышенное было не просто отдаленным, абстрактным идеалом; это было то, что человек мог ощутить непосредственно через искусство.

Как и многие художники его поколения, Ньюман был глубоко потрясен травмой и разочарованием, пережитыми после Второй мировой войны. Его творчество отражает поиск смысла в мире, который был разрушен конфликтами. Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра и Мартина Хайдеггера, которые исследовали идеи отчуждения, свободы и человеческого существования, нашла отклик в желании Ньюмана создавать искусство, которое затрагивало бы эти универсальные проблемы.

Послание картины

Картину можно интерпретировать как размышление над состоянием человека, изображающее людей (zip) на фоне бесконечности (цветовое поле). Использование Ньюманом пространства и цвета говорит о хрупкости и индивидуальности человеческой жизни, а также о потенциале трансцендентности и героизма в противостоянии необъятности существования.

Zip не являются помехой в работе, а являются ее неотъемлемой частью, символизируя присутствие человека как одновременно незначительное, так и монументальное. В некотором смысле, Ньюман призывает зрителей подтвердить свое существование и осознать свою способность к величию, несмотря на непреодолимые силы жизни и Вселенной.

Влияние на других художников

Работы Ньюмана, в частности "Vir Heroicus Sublimis", оказали глубокое влияние на развитие живописи цветового поля и минимализма в 1950-х и 1960-х годах.

Такие художники, как Марк Ротко, Клиффорд Стилл и Хелен Франкенталер, находились под влиянием использованием Ньюманом масштабных цветовых полей для создания эмоциональной глубины. Ротко, в частности, разделял интерес Ньюмана к возвышенному и способность цвета передавать глубокие экзистенциальные эмоции.

Дональд Джадд и Фрэнк Стелла, ключевые фигуры движения минимализма, находились под влиянием Ньюмановского упрощения форм и акцента на чистых, ничем не затронутых поверхностях. Акцент Ньюмана на телесности восприятия зрителя — на том, как картина может напрямую взаимодействовать с телом, — помог проложить путь художникам-минималистам, которые делали упор на простоту, материальность и пространственное восприятие.

Использование Ньюманом масштаба и взаимодействия между зрителем и произведением искусства также повлияло на развитие инсталляции и исследование того, как искусство формирует физическое пространство. Его отказ от нарратива и символизма в пользу непосредственного эмоционального переживания продолжает находить отклик у современных художников, которые фокусируются на погружении в абстрактную среду.

Послеловие

Картина "Vir Heroicus Sublimis" представляет собой вершину художественного видения Барнетта Ньюмана, в котором зрителю предлагается ощутить возвышенное непосредственно через цвет и пространство. Отказываясь от традиционных образов, Ньюман стремился создать непосредственное эмоциональное взаимодействие с произведением искусства, знакомя зрителя с необъятностью существования и героическим потенциалом личности.

Картина, с ее монументальным размахом и впечатляющей простотой, оставила неизгладимое наследие, оказав влияние на поколения художников как в рамках абстрактного экспрессионизма, так и за его пределами. Эта картина - смелое заявление Ньюмана о вере в силу искусства возвышать человеческий дух и раскрывать глубинные аспекты человеческого опыта.