Найти в Дзене
Софья@ПетербургиЯ

Путешествие: "Из Петербурга в Москву". Сколько стоил билет на поезд при царе?

Московский вокзал знают многие туристы.

Даже если ваш поезд прибывает на другой вокзал, или вы летите самолетом, Московский точно видели, просто потому, что он находится на Невском проспекте в самом центре Петербурга.

Фото делала вечером, так что краски вечерние :)
Фото делала вечером, так что краски вечерние :)

Раньше он назывался Николаевским, ведь построили его во времена правления императора Николая I – в 1851 году.

Московский (Николаевский) вокзал
Московский (Николаевский) вокзал

Посчитаем, сколько лет вокзалу?

173 года!

Да, он немного изменился – его расширили, но фасад остался прежним.

Архитектор здания вокзала – К.А. Тон. Кстати, этот вокзал копия построенного им Петербургского (Ленинградского) вокзала в Москве.

При строительстве были использованы такие новшества, как чугунные перекрытия и колонны. В середине здания установили двухъярусную башню с часами. Похож на дворец, да?

-3
Знаменская площадь, Николаевский вокзал, 1860г.
Знаменская площадь, Николаевский вокзал, 1860г.

Железную дорогу Петербург – Москва начали строить в 1847, она на 2 года старше Николаевского вокзала.

Представьте, что вы оказались в том, царском Петербурге на Николаевском вокзале

Кстати, первыми пассажирами, которые отправились из Петербурга в Москву по новой железной дороге были военные императорского полка.

После них, когда убедились, что все в полном порядке, поехал сам император Николай I с семьей, взяв еще и придворных. Потом железная дорога заработала в полную силу. 

-5
-6

В одном отделении вокзала продавали билеты на поезд, в другом принимали багаж. Вещи принимали в окно, помечали, взвешивали и направляли в багажный вагон.

Пассажиры у Николаевского вокзала (1910 - 1914 год)
Пассажиры у Николаевского вокзала (1910 - 1914 год)

-8

Пассажиры, получив билет, проходили в залы и ждали отправления поезда. Иногда это ожидание затягивалось, за что в народе вокзал прозвали «пассажирским домом».

Станция метро "Площадь Восстания"
Станция метро "Площадь Восстания"

Мне почему-то вспомнились поезда во времена СССР. Мы с родителями ездили 2 – 3 раза в год, и каждый раз поезда либо задерживались, если мы ждали отправления, либо опаздывали, если мы прибывали. Не буду утверждать, что это были столичные "Москва – Ленинград", но вот другие, точно.

От современного вокзала Николаевский отличается только тем, что мы сами несем свои чемоданы, сами заносим в вагон и сами ставим их в купе.

Носильщики у Николаевского (Московского) вокзала, Санкт-Петербург, 1913 год
Носильщики у Николаевского (Московского) вокзала, Санкт-Петербург, 1913 год
Носильщик и клиенты у Николаевского вокзала. 1904 год
Носильщик и клиенты у Николаевского вокзала. 1904 год

Несколько фотографий императорского поезда Николая II. Прибытие Императорской семьи.

Николай II с семьей
Николай II с семьей
Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей
Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей
Великие княжны Ольга, Татьяна и Мария
Великие княжны Ольга, Татьяна и Мария

Были и свои четкие правила на Николаевском вокзале:

Время выхода пассажиров из пассажирских зал определяется особым на станции звонком;
До звонка никто из пассажиров не может быть на галерее (перроне), откуда отправляется поезд.

Здание вокзала было не таким как сейчас, я имею ввиду по назначению. Помещения вокзала занимали рабочие и жилые помещения (для служащих железной дороги).

Еще, в здании находились «императорские апартаменты», где императорская семья могла ожидать поезд.

Клебанов Б.Н., Царскосельская юбилейная выставка
Клебанов Б.Н., Царскосельская юбилейная выставка
Раздача билетов начинается за час и прекращается за 10 мин. до отправления поезда, после чего никакие причины и ни от какого лица к получению билетов не приемлются.

Да, с билетами была проблема, это тебе не за 90 дней купить! Отличалось и время в пути.

Если сегодня из Петербурга на Сапсане до Москвы можно доехать за 4 часа, то тогда дорога занимала 19.

Билеты стоили дорого - в третьем классе 7 рублей, в первом классе 19. Хотя не могу сказать, что сегодня билеты на тот же Сапсан дешевые.

Интересным был процесс покупки билета.

Сначала будущий пассажир должен был написать заявление в полицию и сдать свой паспорт, где его проверяли на благонадежность. Спустя несколько дней ему давали разрешение, и он мог купить билет.

Дальше еще интереснее. Полиция передавала паспорта кондуктору поезда. Кондуктор отдавал документы пассажирам только после прибытия на конечную станцию.

К 20 веку от Николаевского вокзала отправлялись поезда уже в Сибирь и на Дальний Восток.

Вы знаете, почему раньше на площади перед вокзалом стоял памятник императору Александру III?

Знаменская ( Восстания) площадь, 1913 г.
Знаменская ( Восстания) площадь, 1913 г.
-17
-18

Потому, что он был основателем Транссибирской магистрали. Его память почтили, установив памятники в Петербурге, Иркутске и Владивостоке, то есть в начале пути и конце (и еще один посередине дороги).

Пассажирский поезд Петроград-Владивосток, примерно 1910 - 1915 год
Пассажирский поезд Петроград-Владивосток, примерно 1910 - 1915 год

Памятник императору Александру III убрали с площади в 1937 году. Но он сохранился, сегодня его можно увидеть во дворе Мраморного дворца. 

-20

Снесли и Знаменскую церковь, потому что надо было именно на этом месте построить станцию метро "Площадь Восстания".

Не знаю, может быть я себя накручиваю, но мне кажется, что станция метро похожа внешне на эту, снесенную, церковь. Ваше мнение?

Знаменская церковь (ст. метро Площадь Восстания) 1905г.
Знаменская церковь (ст. метро Площадь Восстания) 1905г.
-22

Изменилась территория рядом с вокзалом. Вот на этом месте сегодня находится торговый центр "Галерея". Кто бы мог подумать?

Конки на Лиговской улице (проспекте) на месте ТЦ Галерея, 1898 г.
Конки на Лиговской улице (проспекте) на месте ТЦ Галерея, 1898 г.

Лиговский проспект, кадр сделан как раз напротив современного ТЦ "Галерея". Когда выйдете с вокзала и повернете на Невский проспект, просто посмотрите на эти дома. Они узнаваемы!

Лиговский проспект у Знаменской (ныне Восстания) площади, 1915 г.
Лиговский проспект у Знаменской (ныне Восстания) площади, 1915 г.

А это, Суворовский проспект рядом с вокзалом. Узнали? Я, нет.

Суворовский проспект, вид от Невского, 1906 г.
Суворовский проспект, вид от Невского, 1906 г.
-26
-27

Вот так менялся Николаевский, теперь уже, привычный нам, Московский вокзал.

Старые фото из интернета, современные мои.