Московский вокзал знают многие туристы.
Даже если ваш поезд прибывает на другой вокзал, или вы летите самолетом, Московский точно видели, просто потому, что он находится на Невском проспекте в самом центре Петербурга.
Раньше он назывался Николаевским, ведь построили его во времена правления императора Николая I – в 1851 году.
Посчитаем, сколько лет вокзалу?
173 года!
Да, он немного изменился – его расширили, но фасад остался прежним.
Архитектор здания вокзала – К.А. Тон. Кстати, этот вокзал копия построенного им Петербургского (Ленинградского) вокзала в Москве.
При строительстве были использованы такие новшества, как чугунные перекрытия и колонны. В середине здания установили двухъярусную башню с часами. Похож на дворец, да?
Железную дорогу Петербург – Москва начали строить в 1847, она на 2 года старше Николаевского вокзала.
Представьте, что вы оказались в том, царском Петербурге на Николаевском вокзале
Кстати, первыми пассажирами, которые отправились из Петербурга в Москву по новой железной дороге были военные императорского полка.
После них, когда убедились, что все в полном порядке, поехал сам император Николай I с семьей, взяв еще и придворных. Потом железная дорога заработала в полную силу.
В одном отделении вокзала продавали билеты на поезд, в другом принимали багаж. Вещи принимали в окно, помечали, взвешивали и направляли в багажный вагон.
Пассажиры, получив билет, проходили в залы и ждали отправления поезда. Иногда это ожидание затягивалось, за что в народе вокзал прозвали «пассажирским домом».
Мне почему-то вспомнились поезда во времена СССР. Мы с родителями ездили 2 – 3 раза в год, и каждый раз поезда либо задерживались, если мы ждали отправления, либо опаздывали, если мы прибывали. Не буду утверждать, что это были столичные "Москва – Ленинград", но вот другие, точно.
От современного вокзала Николаевский отличается только тем, что мы сами несем свои чемоданы, сами заносим в вагон и сами ставим их в купе.
Несколько фотографий императорского поезда Николая II. Прибытие Императорской семьи.
Были и свои четкие правила на Николаевском вокзале:
Время выхода пассажиров из пассажирских зал определяется особым на станции звонком;
До звонка никто из пассажиров не может быть на галерее (перроне), откуда отправляется поезд.
Здание вокзала было не таким как сейчас, я имею ввиду по назначению. Помещения вокзала занимали рабочие и жилые помещения (для служащих железной дороги).
Еще, в здании находились «императорские апартаменты», где императорская семья могла ожидать поезд.
Раздача билетов начинается за час и прекращается за 10 мин. до отправления поезда, после чего никакие причины и ни от какого лица к получению билетов не приемлются.
Да, с билетами была проблема, это тебе не за 90 дней купить! Отличалось и время в пути.
Если сегодня из Петербурга на Сапсане до Москвы можно доехать за 4 часа, то тогда дорога занимала 19.
Билеты стоили дорого - в третьем классе 7 рублей, в первом классе 19. Хотя не могу сказать, что сегодня билеты на тот же Сапсан дешевые.
Интересным был процесс покупки билета.
Сначала будущий пассажир должен был написать заявление в полицию и сдать свой паспорт, где его проверяли на благонадежность. Спустя несколько дней ему давали разрешение, и он мог купить билет.
Дальше еще интереснее. Полиция передавала паспорта кондуктору поезда. Кондуктор отдавал документы пассажирам только после прибытия на конечную станцию.
К 20 веку от Николаевского вокзала отправлялись поезда уже в Сибирь и на Дальний Восток.
Вы знаете, почему раньше на площади перед вокзалом стоял памятник императору Александру III?
Потому, что он был основателем Транссибирской магистрали. Его память почтили, установив памятники в Петербурге, Иркутске и Владивостоке, то есть в начале пути и конце (и еще один посередине дороги).
Памятник императору Александру III убрали с площади в 1937 году. Но он сохранился, сегодня его можно увидеть во дворе Мраморного дворца.
Снесли и Знаменскую церковь, потому что надо было именно на этом месте построить станцию метро "Площадь Восстания".
Не знаю, может быть я себя накручиваю, но мне кажется, что станция метро похожа внешне на эту, снесенную, церковь. Ваше мнение?
Изменилась территория рядом с вокзалом. Вот на этом месте сегодня находится торговый центр "Галерея". Кто бы мог подумать?
Лиговский проспект, кадр сделан как раз напротив современного ТЦ "Галерея". Когда выйдете с вокзала и повернете на Невский проспект, просто посмотрите на эти дома. Они узнаваемы!
А это, Суворовский проспект рядом с вокзалом. Узнали? Я, нет.
Вот так менялся Николаевский, теперь уже, привычный нам, Московский вокзал.
Старые фото из интернета, современные мои.