Последняя часть исследования - и на этот раз почти исключительно теоретическая (начало здесь). И, тем не менее, дерзаю оценивать города Сибири и Дальнего Востока – и, мало того, за пятнадцать лет не изменить своего мнения. Итак, Сибирский федеральный округ.
Отличники:
- Енисейск
- Иркутск
Хорошисты:
- Барнаул
- Бийск
- Дудинка. Поставил за атмосфэру и возможность козырять тем, что в ней был. Но вообще 3.
- Змеиногорск. То же самое.
- Красноярск
- Минусинск. Четверка была поставлена на вырост – и надо же, в 2022 г. знаменитый дом Вильнера был отреставрирован и введен в эксплуатацию, и, вообще, пишут, идет массовая реставрация всего. Так что заслуженно.
- Омск
- Томск. Наверно, все же заслуживает пятерки. По ощущениям семилетней давности – прекрасен.
Вот карты:
Алтайский край и Республика Алтай:
Тува
Хакасия
Красноярский край
Не указал тут оценки Назарово и Усть-Илимска, но в моем списочке у них по двойке. На самом деле, Усть-Илимск за свой великий трамвай заслуживал трех баллов, но трамвая больше нет…
И, кстати, красноярский Артемовск – еще одна веская причина, по которой донецкий должен называться Бахмутом.
Иркутская область:
Кемеровская область:
Новосибирская область:
Омская область:
Томская область:
Из городов Дальневосточного федерального округа был только во Владивостоке, но неоднократно и довольно качественно; считаю его городом, обязательным к посещению и отличником. Выходит, единственным. А в хорошисты вышли:
- Анадырь
- Магадан
- Нерчинск
- Петропавловск-Камчатский
- Сретенск
- Чита
- Якутск
Возможно, недооценил Благовещенск и Хабаровск (последнему точно можно дать полбалла за последние трамваи РВЗ-6).
Карты:
Бурятия:
Якутия:
Приморский край:
Хабаровский край и Еврейская АО:
Амурская область:
Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО:
Сахалинская область:
Забайкальский край:
Прошу обратить внимание, что на карте Забайкальского края еще нет федеральной трассы «Амур», которая была введена в эксплуатацию в 2010 году.
Если кто не в теме: до этого исторического момента дороги в классическом понимании к востоку от Нерчинска не было, было направление. Сегодня же от Владивостока до Москвы можно проехать по нормальной человеческой дороге.
Хочу еще раз напомнить, что речь в этих рейтингах идет не о качестве жизни и туристической инфраструктуре, а о потенциале городов с точки зрения heritage tourism. Иными словами, о том, с какой вероятностью мы испытаем восторги, оказавшись в том или ином населенном пункте и прикоснувшись к его истории.
Разумеется, красота в глазу смотрящего. В раскрученных местах неминуема разного рода попса, но лучше проявить смирение: неспроста же они раскручены. Грустно видеть нераскрытый (и захламленный) потенциал, как в Вышнем Волочке или Осташкове, но хочется верить, что настанет и их день. А есть и совсем уникальные случаи: так, недавно мне вручили путеводитель «Иммануил Кант в Калининграде», авторы которого прямо пишут, что нужно проявить богатое воображение, чтобы пройтись по кантовским местам этого города.
Что тут можно сказать? Нужно – проявим Что же касается рейтингов, замечания, предложения и критика приветствуются, а пожелания будут учтены.