Найти тему
Вечерний картограф

Туристический потенциал российских городов: Сибирь и Дальний Восток

Последняя часть исследования - и на этот раз почти исключительно теоретическая (начало здесь). И, тем не менее, дерзаю оценивать города Сибири и Дальнего Востока – и, мало того, за пятнадцать лет не изменить своего мнения. Итак, Сибирский федеральный округ.

Отличники:

  • Енисейск
  • Иркутск

Хорошисты:

  • Барнаул
  • Бийск
  • Дудинка. Поставил за атмосфэру и возможность козырять тем, что в ней был. Но вообще 3.
  • Змеиногорск. То же самое.
  • Красноярск
  • Минусинск. Четверка была поставлена на вырост – и надо же, в 2022 г. знаменитый дом Вильнера был отреставрирован и введен в эксплуатацию, и, вообще, пишут, идет массовая реставрация всего. Так что заслуженно.
  • Омск
  • Томск. Наверно, все же заслуживает пятерки. По ощущениям семилетней давности – прекрасен.

Вот карты:

Алтайский край и Республика Алтай:

Тува

-2

Хакасия

-3

Красноярский край

-4
-5

Не указал тут оценки Назарово и Усть-Илимска, но в моем списочке у них по двойке. На самом деле, Усть-Илимск за свой великий трамвай заслуживал трех баллов, но трамвая больше нет…

И, кстати, красноярский Артемовск – еще одна веская причина, по которой донецкий должен называться Бахмутом.

Иркутская область:

-6

Кемеровская область:

-7

Новосибирская область:

-8

Омская область:

-9

Томская область:

-10

Из городов Дальневосточного федерального округа был только во Владивостоке, но неоднократно и довольно качественно; считаю его городом, обязательным к посещению и отличником. Выходит, единственным. А в хорошисты вышли:

  • Анадырь
  • Магадан
  • Нерчинск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Сретенск
  • Чита
  • Якутск

Возможно, недооценил Благовещенск и Хабаровск (последнему точно можно дать полбалла за последние трамваи РВЗ-6).

Карты:

Бурятия:

-11

Якутия:

-12

Приморский край:

-13

Хабаровский край и Еврейская АО:

-14

Амурская область:

-15

Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО:

-16

Сахалинская область:

-17

Забайкальский край:

-18

Прошу обратить внимание, что на карте Забайкальского края еще нет федеральной трассы «Амур», которая была введена в эксплуатацию в 2010 году.

Если кто не в теме: до этого исторического момента дороги в классическом понимании к востоку от Нерчинска не было, было направление. Сегодня же от Владивостока до Москвы можно проехать по нормальной человеческой дороге.

Хочу еще раз напомнить, что речь в этих рейтингах идет не о качестве жизни и туристической инфраструктуре, а о потенциале городов с точки зрения heritage tourism. Иными словами, о том, с какой вероятностью мы испытаем восторги, оказавшись в том или ином населенном пункте и прикоснувшись к его истории.

Разумеется, красота в глазу смотрящего. В раскрученных местах неминуема разного рода попса, но лучше проявить смирение: неспроста же они раскручены. Грустно видеть нераскрытый (и захламленный) потенциал, как в Вышнем Волочке или Осташкове, но хочется верить, что настанет и их день. А есть и совсем уникальные случаи: так, недавно мне вручили путеводитель «Иммануил Кант в Калининграде», авторы которого прямо пишут, что нужно проявить богатое воображение, чтобы пройтись по кантовским местам этого города.

Что тут можно сказать? Нужно – проявим Что же касается рейтингов, замечания, предложения и критика приветствуются, а пожелания будут учтены.