Найти тему
Полина Дышлова

Методические рекомендации по организации различных видов деятельности на уроках русского языка в 5 классе с помощью современных технологий

Организация различных видов деятельности обучающихся на уроках русского языка в 5 классе строится при помощи современных педагогических технологий. В настоящее время широко применяется информационно-коммуникативная технология. Учителя на уроках русского языка используют мультимедийные презентации, которые содержат основную информацию для запоминания, интерактивные задания, тестовые задания с вариантами ответа, схемы, таблицы, памятки и другие возможные варианты заданий. В качестве примера можно привести следующее задание, которое может быть представлено в интерактивном формате:

«Составьте пары синонимов.

1. грязный, бежать, голубой, животное;

2. зверь, бирюзовый, неопрятный, мчаться.»

По мере ответов обучающихся слова на слайде соединяются цветными стрелками, что обеспечивает наглядность на уроке русского языка.

Также в рамках информационно-коммуникативной технологии применяются интерактивные тесты, предназначенные для проверки знаний с моментальным выставлением оценки и последующим анализом допущенных ошибок. Существуют такие возможные варианты использования компьютерных текстов, как проведение тестирования всех обучающихся для контроля по определенной теме; проверка знаний нескольких обучающихся во время урока; использование интерактивного теста в качестве раздаточного материала для самостоятельной домашней работы (например, на флешке или в формате ссылки).

На одном уроке может применяться несколько технологий в совокупности. До сих пор актуальной остаётся технология традиционного обучения. Она реализуется при проведении самостоятельных проверочных работ; при изучении нового материала, где преимущество отводится лекционному слову учителя; составлении планов; ответов на вопросы учителя и т.д.

В качестве примера приведём перечень вопросов по теме «Лексика» в 5 классе:

1. Основная единица языка – это…

2. Слова, имеющие несколько значений – это …

3. Слова, в которых мы узнаем значения слов, называются…

4. Слова, близкие по значению – это…

5. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению называются…

6. Как называется запас слов и выражений любого человека?

7. Слова, противоположные по значению – это…

8. В каком специальном разделе науки о языке изучаются эти термины?

9. Слова языка образуют его состав, или …

На уроках русского языка уместно применять приемы технологии развития критического мышления. Критическое мышление представляет собой один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Обратимся к основным приёмам технологии развития критического мышления:

1. Кластер. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма заключается в представлении информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями. Кластер может быть использован в качестве знакомства с новой темой или же для подведения итогов урока.

2. Приём «инсерт». Во время чтения обучающиеся делают пометки на полях: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – есть вопросы. Затем обучающиеся повторно читают текст, возвращаются к своим пометкам и осмысляют текст иначе, возможно, количество пометок увеличится. Такой приём хорошо использовать на уроках, где совмещается повторение пройденного материала и знакомство с новым.

3. Приём «верные, неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Необходимо отметить, что учителю следует предлагать такие утверждения, ответы на которые обучающиеся могут найти в течение занятия. Так, приём уместно использовать в качестве подведения итогов урока в качестве закрепления материала.

Применение приёма «Верные, неверные утверждения» в 5 классе на уроке русского языка по теме «Имя существительное»:

1. Имя существительное отвечает на вопросы падежей (Верно)

2. В русском языке 5 падежей (Неверно)

3. Имя существительное изменяется по родам (Неверно)

4. У имени существительного четыре постоянных признака (Верно)

5. У имени существительного четыре постоянных признака (Верно)

На уроках русского языка учитель может использовать и игровые технологии, например, решение кроссворда, проведение викторины по пройденному материалу.

Таким образом, можно говорить о том, что использование приёмов различных современных педагогических технологий даёт возможность обеспечить разнообразные виды учебной деятельности на уроке русского языка. На одном уроке может быть задействовано несколько технологий одновременно, что позволяет переключать внимание обучающихся, но при этом сохранять мотивацию к учению на протяжении всего урока.