20 сентября два года назад погиб в ДТП артист и режиссер Сергей Пускепалис. Сообщение о его гибели многих повергло в шок: и тех, кто с ним дружил, любил его творчество, и тех, кто не был с ним солидарен во взглядах на политическую жизнь страны, в которой Сергей в той или иной мере принимал участие.
Накануне гибели Сергей Пускепалис объявил, что едет из Ярославля, где он в последнее время руководил драматическим театром имени Волкова, на Донбасс, чтобы передать гуманитарную помощь и бронированный микроавтобус «Форд Транзит». На нем он и поехал, на нем же и погиб, - водитель на повороте не справился с управлением и врезался в, идущий навстречу большегруз.
- Все думаю: почему так получилось, что водитель зацепил одну фуру и врезался в другую?! Не могу этого понять! - признается в разговоре со мной актер Василий Мищенко. - С Сережей мы дружили еще со времен его работы в нашем театре «Современник», снимались вместе, например, в фильме «Шифр», где он – человек в погонах меня – бандита ловил. Он меня приглашал поставить спектакль в Ярославский театр, но не получилось. Сергей был из тех людей, которые ощущаются сразу, он не лукавил, у него не было подмен. Никогда не хотел специально выглядеть образованным, без «короны» на голове. И я полностью поддерживал его политические взгляды.
Пускепалис не раз признавался, что считает себя государственником. Был членом партии "Справедливая Россия - За правду". Честно скажу, общаясь несколько раз с Пускепалисом мы много спорили, поскольку расходились в некоторых взглядах.
- Я пекусь о будущем нашего государства, - говорил он в одном из интервью со мной. - У меня складывается ощущение, что у оппозиционеров цель - это сами оппозиционеры: смотрите какой я бескомпромиссный рупор, смотрите как я бесстрашно выступаю против! А государственники о себе поменьше думают, больше – о перспективах развития страны. Поэтому иногда можно наступить на горло собственной песни и быть не таким непримиримым к чему-то, только ради того, чтобы наша телега как-то ехала.
Но сейчас не хотелось бы о политике. Ведь мы говорили не только о ней, но и ролях. Пускепалис умел спорить и отстаивать свою точку зрения, при этом не опускаясь до оскорблений, уважая оппонента. Казалось бы, всегда спокойный, с некой иронией во взгляде, тем не менее, любил иногда пуститься в авантюру. Например, во время скандала во МХАТе имени Горького, когда туда пришел руководителем человек с сомнительной репутацией Эдуард Бояков, согласился стать его заместителем по художественной части. Не побоялся осуждений, хотя таких было много. Но, когда понял, что все задуманное не получается, ушел из команды и уехал работать в Ярославль. А вообще, предпочитал вместе с супругой в последние годы проживать в южном городе Железноводск, «подальше от московской суеты и светской шумихи», - говорил он.
- Как любой человек, дошедший до определенного возраста, задумываешься о подлинной преемственности. Нас не станет, а кто останется?! Для кого мы в жизни все это делали, зачем?! – рассуждал он в интервью.
В кино он чаще играл военных, полицейских, и гордился этим. Когда в сериале «Операция Мухаббат» он сыграл генерала-лейтенанта Федора Савельева, в разговоре со мной смеялся: «Теперь меня вот так повысили…» Тогда же и признался, что в 18 лет был приписан служить в Афганистан, когда там шла война.
- Но так получилось, что в военкомате переправили мою приписную команду на Военно-морской флот в Североморск, где я отслужил три года, - рассказывал Сергей.
Когда сын Пускепалиса Глеб объявил, что тоже хочет стать актером и поступил в ГИТИС, отец не стал его отговаривать, - «бессмысленно», - пожимал плечами Сергей. Хотя мечтал, чтобы сын стал военным. Сегодня Глеб продолжает дело отца, - активно снимается в кино, играет в театре.
- Конечно, новость о гибели Сергея, - для меня стала шоком! Невосполнимая потеря! Неожиданно и очень грустно! – делится режиссер Владимир Котт, который работал с актером над фильмом «Карп отмороженный». – Есть люди, по которым видно, что они всегда готовы адекватно понять о происходящем вокруг. Сергей был одним из таких. Он обладал какой-то внутренней радостью жизни, мощью и неспокойностью. Даже в те моменты, когда мы работали, Сергей не работал, он жил. Он не делал из себя актера: вот, мол, работаю. Живой человек и в кадре, и за кадром! Да, мы с ним были разных политических взглядов, но все равно дружили. Бывало, сидя за рюмочкой, выпивая, мы рассуждали. Странные ощущения: не надо ничего доказывать, он меня поймет, и я его пойму. Никаких конфликтов, споров. При расставаниях всегда обнимались!
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов