Найти в Дзене

Люблю свою профессию!

В этом году работаю преимущественно с одиннадцатиклассниками, которых нужно подготовить к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку. Впечатление удручающее: все читают с запинками, искажают слова, то есть угадывают их по первым буквам, вместо того чтобы прочитать от начала до конца. Так их научили. Точнее, НЕ научили правильно и осмысленно читать. Про осмысленность отдельный разговор. Не понимают то, что читают. Схватывают только какие-то поверхностные смыслы, не понимая сути. Вот свежий пример. Первые три задания в ЕГЭ по русскому языку даны к небольшому тексту. В рассматриваемом варианте это фрагмент из мемуаров Евгения Шварца о Вениамине Каверине. Фамилия «Каверин» повторяется четыре раза, местоименных замен больше десяти. Казалось бы, как не понять, что текст именно о Каверине? А вот запросто. Привожу свой диалог с ученицей после нескольких минут чтения текста про себя. — О чём или о ком этот текст? — М-м. О людях каких-то. — А всё-таки? Посмотрите внимательно. О ком этот текст?

В этом году работаю преимущественно с одиннадцатиклассниками, которых нужно подготовить к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку.

Впечатление удручающее: все читают с запинками, искажают слова, то есть угадывают их по первым буквам, вместо того чтобы прочитать от начала до конца. Так их научили. Точнее, НЕ научили правильно и осмысленно читать. Про осмысленность отдельный разговор. Не понимают то, что читают. Схватывают только какие-то поверхностные смыслы, не понимая сути.

Вот свежий пример.

Первые три задания в ЕГЭ по русскому языку даны к небольшому тексту. В рассматриваемом варианте это фрагмент из мемуаров Евгения Шварца о Вениамине Каверине. Фамилия «Каверин» повторяется четыре раза, местоименных замен больше десяти. Казалось бы, как не понять, что текст именно о Каверине? А вот запросто. Привожу свой диалог с ученицей после нескольких минут чтения текста про себя.

— О чём или о ком этот текст?

— М-м. О людях каких-то.

— А всё-таки? Посмотрите внимательно. О ком этот текст?

Ученица смотрит на текст минуту, на лбу морщины (напряжение нечеловеческое).

— О Ка-ве-ри-не.

— Правильно.

Сбило с толку мою собеседницу то, что в одном из предложений упоминались фамилии Зощенко и Маршака. Но читать так, по словам, не соединяя их в предложения, — значит не уметь читать.

Анализируем другой текстовый фрагмент. Выполняем задание 3 — стилистический анализ текста. Нужно указать варианты ответов, в которых даны верные характеристики приведённого фрагмента.

Читаем высказывание 1: «Текст относится к публицистическому стилю речи, рассчитан на широкую аудиторию и написан понятным, доступным языком. Описание и повествование в тексте передают наблюдения автора, который делится личными переживаниями».

Раз только что изучали основные черты публицистического стиля на многочисленных примерах, ученице удаётся без труда определить, что это именно публицистика. Но дальше — камень преткновения.

Всё в формулировке должно быть ясно, поэтому (на всякий случай!) спрашиваю:

— Что такое описание?

— Это когда описывают что-то.

— Что значит «описывают»?

— Рассказывают.

— Но ведь об одном и том же предмете можно рассказать по-разному, используя и описание, и повествование, и рассуждение. Чем же отличаются друг от друга эти типы речи?

— Не помню.

Напоминаю: передо мной выпускница. Ещё в начальной школе ребят знакомят с этими терминами, и потом каждый год они (термины) обязательно многократно встречаются в учебниках по русскому языку, в теоретических материалах и упражнениях. Однако незнание типов речи — массовое явление среди одиннадцатиклассников (как незнание того, что такое однородные и обособленные члены предложения, неумение найти подлежащее и сказуемое, и так далее, и тому подобное).

Что делать? Каждый раз в таких случаях объясняю азы, чтобы двигаться дальше. Это как в математике: сначала простые понятия, определения, утверждения, потом на их основе строятся более сложные. Так и в науке о языке. Невозможно выполнить стилистический анализ текста без опоры на знания, полученные в предшествующие десять лет учёбы. А если опираться не на что?

Начинаю «на пальцах» объяснять, давая простые определения и придумывая не менее простые примеры. А раз в тексте упоминается костёр, то это слово становится отправным для словесных иллюстраций.

_

Вот что было сказано и записано (привожу это только для того, чтобы вы улыбнулись реакции ученицы):

1. Повествование — рассказ о событиях, действиях, протекающих во времени.

(глаголы прошедшего времени)

Я приехал в Златоуст, поднялся на сопку и разжёг костёр.

(То есть сначала приехал, потом поднялся, затем разжёг.)

2. Описание — перечисление составных частей предмета или его признаков.

(вне времени; прилагательные, наречия, причастия)

Костёр был большой, яркий, искры сыпались во все стороны, сучья трещали, ветки ломались, берёста съеживалась.

(Это характеристика костра, его составных частей. Нет последовательных действий. Глаголы тоже являются частью описания.)

3. Рассуждение — выражение оценок, отношений, эмоций, передача мыслей и чувств, вопросы и ответы.

(вне времени; вводные слова, эмоционально-оценочная лексика, вопросы, сложноподчинённые предложения)

И зачем я развёл этот костёр? Ведь лучше было бы сидеть в тишине и темноте, глядя на звёзды и размышляя о вечном.

(Сомнения, вопрос, негативная оценка, данная самому себе, объяснение. Нет событий, следующих одно за другим. Нет перечисления признаков и составных частей.)

_

Ученица старательно записывает. Когда я заканчиваю, она смотрит на меня с восхищением и с придыханием говорит: «Боже мой! Вы такая умная!»

Я смутилась, честное слово.

Если отечественное образование будет и дальше деградировать, то к концу своей жизни я точно буду считаться гением.

Люблю свою работу, ей-богу!