Найти тему
Вечерняя Казань

«Нафталином и не пахнет!»: рок-фестиваль «Волга-Волга» в Нацмузее

Оглавление

Рассказываем, как прошел XII рок-фестиваль «Волга-Волга», когда на его вторую «серию» приедут Владимир Шахрин и Евгений Маргулис, а также о том, почему ветераны казанской рок-сцены должны быть благодарны сенатору СФР от РТ Олегу Морозову.

Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

Несколько сотен человек посетили в минувшее воскресенье открытый рок-фестиваль «Волга-Волга», который прошел во внутреннем дворе Национального музея РТ. Послушать такие любимые команды-долгожители, как «Холи», «КуЛай», «Дом Кукол», «Волга-Волга», а также примкнувшую к ним представляющую новое поколение из школы рока «Воздушную кукурузу» пришли, как говорится, все: и ветераны рок-тусовки, которым ныне 50+, юные адепты, а также молодые родители с грудничками и даже дамы с собачками. Среди многих знакомых лиц автор публикации заметила директора школы «СОлНЦе» Павла Шмакова, который весь вечер простоял босиком на стуле с блаженной улыбкой. Атмосфера действительно соответствовала: народ вовсю танцевал, подпевал любимые хиты в полный голос, не скупясь на аплодисменты, и обнимался от избытка чувств. Никого не смутил начавшийся было дождь: тусовка деловито достала зонты и дождевики, а «безлошадники» надели на головы пакеты. И праздник продолжился.

Впервые на фестивале вниманию публики организаторы, а это группа «Волга-Волга» и ее лидер Антон Салакаев, представили локальную выставку о легендах казанского рока – «Волжанах», «Рок-капелле», «Ангелах и Демонах», «Холи» и других не менее значимых для столицы республики коллективах. Основу экспозиции составили личные архивы музыкантов. В шатре по соседству со сценой устроили оригинальную фотозону «Коммуналка», в которой все без устали сэлфились компаниями или с артистами. Рядышком довольно бойко шла торговля футболками с логотипами команд – участниц фестиваля.

Когда в Казань приедут Шахрин и Маргулис?

Перед концертом редактор отдела культуры «Вечерней Казани» поговорила с лидером группы «Волга-Волга» и организатором одноименного фестиваля Антоном Салакаевым. С которым, к слову, мы знакомы с середины 1990-х, со времен фестиваля «Рок-Укол» Валерия Колоколова, когда юный Салакаев выступал в группе «НЗ».

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

- Антон, как я посмотрю, большинство рокеров заматерели, один ты строен, как юноша, которого я увидела 30 лет назад. На диете сидишь?

- Что ты! Просто много работаю, мотаюсь, грубо говоря, просто жрать некогда (хохочет).

- Группе «Холи» скоро 40 лет. А вашей команде?

- Уверенно идем к тридцаточке: «Волге-Волге» нынче 27. Но если говорить про «НЗ», которая у меня появилась еще в школе в 1991-м, то сама видишь, сколько я на сцене. Но правильнее вести летоисчисление группы все-таки от периода, когда «НЗ» перешло к «Волга-Волга», это все таки 1997 год.

- На специально созданной к фестивалю выставке вы ретроспективно показали некоторые легендарные казанские коллективы. Но мне, как ветерану рок-тусовки, хочется более мощной экспозиции.

- Когда я задумал небольшую фотоэкспозиции из истории казанского рока, про казанский рок-клуб, то оказалось, что архивных материалов сохранилось огромное количество. Просто кладезь! Теперь хотим организовать настоящую большую  выставку. Мы связались с Виталием Карцевым (лидер группы «Записки мертвого человека»), Равилем Зинанновым («ПиП»), с Евгением Васьковым («Ангелы и Демоны»)... Материалы они нам могут предоставить, но чтобы собрать их на фестиваль в полном составе – это объективно нереально, они ведь уже не действующие. Вот почему сегодня на сцене «Холи», «Дом Кукол», «КуЛай» и «Волга-Волга»: начиная с 1980-х, как «Холи», продолжая в 1990-е и в начале 2000-х – это те, кто до сих пор на сцене, кто собирает залы. Конечно, было бы круто собрать в следующем году, когда мы сделаем полноценную выставку, вывести на сцену и уважаемых наших рок-ветеранов.

- Выставочный проект о казанских рокерах мне представляется серьезным делом: подошло время глубокого осмысления. Более четверти века – это солидный отрезок истории.

- Да, мы это поняли, особенно когда все сошлось на площадке Нацмузея. Когда-то же рок не принимали, он был в андеграунде. А сейчас можно говорить, что казанский рок имеет серьезный путь. Если смотреть по поколениям музыкантов уже упомянутых групп, на их выступления ходили рок-н-ролльщики нынешнего времени. Они же – состоялись! Те же «Анимация«» и «Мураками», давно уже известные на российском уровне, начинали здесь, то есть вышли из казанского рока.

- Полагаешь, преемственность существует?

- Разумеется. Но жаль, что казанский рок-клуб не получил той популярности, как свердловский и питерский. Его немного раздирали в разные стороны. Немало сделали покойный Валерий Колоколов со своим «Рок-Уколом», «Рок-капелла», нижнекамский и набережночелнинские клубы, Алена Михайлова с ее «Монстрами Татарстана» и так далее. Но почему-то все это не объединилось в мощное рок-движение. Чего-то чуть-чуть как будто не хватило. Сейчас некоторые ссылаются на местный менталитет и что не было большой поддержки... Но мне кажется, если ты сам двигаешься, то чего-то добьешься. Пройдя весь этот путь длиной в несколько десятков лет, мы видим, что история казанского рока шла через конкретные личности, они формировали рок-среду в Казани. И даже когда лидеры гремевших в свое время групп сменили сферу деятельности, они все равно остались где-то рядом с музыкой.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

- Вернемся к идее выставки о казанских рок-группах. Это не разовый проект?

- Точно не ограничимся одной экспозицией. Архивов – огромное количество. Заявляться на грант, чтобы фолиант выпустить, ну, такая себе затея. Я за то, чтобы не книжки издавать и фильмы снимать, а проводить, как говорится, здесь и сейчас рок-встречи, которые собирают и «старичков», и молодежь. Вот такой подход нафталином не пахнет!

- На какую возрастную аудиторию фестиваля ты рассчитываешь именно в музее?

- Сама видишь – тут и дети, и средний возраст, и те, кому далеко за шестьдесят. Коллаборация с Национальным музеем очень интересная: у него тоже своя публика, мы играли тут с «Ла Примавера» Рустема Абязова, пришли 50 на 50. То, что музейная публика увидит нашу программу, – это же клево. Поэтому наша выставка – это мостик между музеем и живым творчеством. С Национальным музеем Татарстана мы сотрудничаем два года, четвертый фестиваль на его площадке проводим.

- Когда пройдет заявленная со сцены вторая часть фестиваля «Волга-Волга»?

- Ориентировочно в конце октября или ноября, но уже в закрытом помещении. Сейчас ведутся абсолютно серьезные переговоры с Владимиром Шахриным и Евгением Маргулисом, они приедут в Казань как гости. Будут еще московские хедлайнеры, большое количество коллективов из России. Фестиваль пройдет в акустическом формате.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

- Кстати, а на улице Баумана ты слушаешь самодеятельные коллективы? Есть среди них потенциальные звезды?

- Отслеживаю по возможности. Там точно есть один прекрасный музыкант, это Костя Игнатов, у него авторское творчество, он на наших фестивалях выступает. Очень многие уличные коллективы слишком увлекаются перепевками чужих композиций, а нам интересны те, кто сам пишет музыку и тексты, потому что только тогда группа по-настоящему живет. Такие ребята к нам в любом случае потом приходят в наш продюсерский центр «Волга-Волга» на улице Четаева, 28. Там проводим квартирники и работаем с молодежью.

Макс Журавлев: «Кто я?»

Первой на фестивальную сцену вышла легендарная казанская группа «Холи», которая в феврале будущего года отметит... сорок лет! Напомним, что в 1987 году «Холи» выступила на всесоюзном фестивале рок-музыки в Подольске (этот крупнейший рок-фестиваль тех лет сравнивали с поистине исторической ярмаркой музыки и искусств Вудсток). Кроме того, группа «Холи» включена в энциклопедию «Кто есть кто в российском роке».

- Максим, рокеры сегодня в музее. Это неожиданно для вас? Ощущаете себя музейными экспонатами? Тем более что вижу пока что людей довольно солидного возраста.

- Экспонаты? Какое там (хохочет)! Мы ценителям рока и рок-н-ролла любого возраста рады! Основная аудитория нашей группы – люди 30–40 лет, и это оптимальный вариант. Знаешь, в детстве я очень много времени проводил в библиотеке и конкретно в этом музее (у меня мама работала в горисполкоме, чье здание, а теперь это мэрия, стоит напротив). Я здесь каждый уголок и экспонат знал! Очень приятно выступать в месте, к которому испытываешь трепетное отношение.

- Что сегодня представляете?

- Это авторская музыка на русском языке. Пять новых песен составят альбом, который планируем выпустить в конце осени. Обещаю всех пригласить на презентацию.

- Что скажете о ценностях рок-н-ролла в современных условиях? Каков ваш основной посыл поклонникам?

- В юности рок-н-ролл был бунтующим, протестным. Сейчас мне кажется важным думать, как себя выразить и остаться самим собой. Не расчеловечиться. Наш слушатель приходит не просто тусить. Ему важно, о чем мы поем. Поэтому давайте считать нашим главным посылом то, что даже в самой трудной ситуации нельзя перешагивать через себя, не юлить, не хитрить, не приспосабливаться и играть (слушать) только ту музыку, которая нравится.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

После выступления (замечу, что сильное впечатление произвели синглы «Иван Купала» и «Кто я?») Макс Журавлев обратился к публике:

- Друзья, я вижу среди вас человека, очень много сделавшего для казанской рок-музыки. Это журналист Шамиль Фаттахов, который наперекор всем еще во времена Советского Союза протащил на республиканское телевидение программу «Дуэль». Она была похожа на ленинградский «Музыкальный ринг», но Ленинград есть Ленинград, а для довольно косной Казани это было удивительно! И «Холи», и другие группы впервые тогда появились на телеэкране. Спасибо тебе, человечище!

Передачу о казанских рокерах одобрил обком КПСС

Конечно же, я воспользовалась возможностью пообщаться с Шамилем Фаттаховым.

Это были годы, когда мы на республиканском телевидении искали активные формы работы с молодой аудиторией. Позже у нас появилось программа «ЗИПоПо» (расшифровывалась как «Заочный институт позитивного поведения»). Словом, мы искали форматы передач, которые могли быть полезны молодежи. И стали искать лидеров мысли, и нашли их среди молодых талантливых музыкантов, которые исполняли собственные песни. Я обнаружил, что у нас в Казани огромное количество групп, которые, сидя в подвалах при ЖЭКах (это «Записки мертвого человека», «Поролон», «Холи» и многие другие), пишут свою музыку и очень умные тексты!

- Это же период перестройки, конец 1980-х. С трудом программа о рокерах в эфирах пошла?

- Начало 1987 года. Это время, когда Казань стала известна на всю страну из-за подростковых группировок. И я ставил задачу помочь молодежи увлечься чем-то позитивным, невраждебным, чтобы сместить фокус интересов. Но прежде я побеседовал с Олегом Морозовым, ныне известным политиком, а в 1987–1989 годах он был  завотделом агитации и пропаганды Татарского обкома КПСС. На мои доводы Олег Викторович сказал – ты прав, затем поговорил с руководством телеканала, которое пошло навстречу.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

- Рейтинги взлетели?

- По статистическим данным отдела выпуска, на ТВ программу «Дуэль» смотрела примерно треть нашей потенциальной аудитории (а это 4 миллиона 100 тысяч человек, включая Татарию и граничащие с ней регионы), то есть передачу о казанских рок-группах смотрели чуть более миллиона человек. По тем временам фантастический результат. В эфир вышло несколько выпусков. Потом выпустили «ЗИПоПо» и «захватили» 35 процентов аудитории. А уж когда создали первую передачу о религии «Аллах, Бог и мы», то уже 40 процентов нас смотрели. Нас завалили мешками писем, а потом вызвали на разборки в обком и сильно ругали. Но мы выкрутились.

- Возвращаясь к рок-музыкантам, вы реально помогали им?

- Для записи «Дуэли» мы приглашали все казанские рок-группы, тогда их было десятка два. Я подружился с этими ребятами, побывал во всех подвалах на репетициях, где-то мы помогли им выбить помещения в ЖКО, писали для них справки, кое-что я поснимал, что-то записал. Важно было вытащить молодежь, дать ей какое-то движение, поддержать и подтолкнуть: ребята, занимайтесь лучше музыкой, чем дележкой территории.

Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Ольга Юхновская/ ИД «Вечерняя Казань»

А в это время на сцене «Дом Кукол» исполнял свой хит «Красота будет вокруг меня», народ буквально братался и пел хором. То же настроение сопровождало выступление «КуЛай» и «Волга-Волга». Откуда ни возьмись на площадку подтянулась молодежь и многочисленные дети. Ох и рок-н-роллили же они!

Автор материала: Ольга Юхновская