Найти тему
Две Войны

Власовец сказал что был у немцев фотографом: но правда открылась позже, и была очень неприятной

Военные преступления не имеют срока давности, и розыск лиц их совершивших продолжался во всех странах десятилетия после окончания Второй мировой войны. Разумеется, спецслужбы обменивались информацией.

В середине шестидесятых в КГБ СССР были переданы фотографии, найденные в одном из архивов ГДР. Эти фотографии были сделаны переводчиком одного из карательных отрядов, действующего на территории Калининской (ныне Тверской) области и фиксировали результаты работы карателей.

Предварительная проверка после опроса жителей нескольких деревень подтвердила, что действительно на службе у немцев был переводчик-фотограф, которого немцы звали Николаусом, который практически не расставался с фотоаппаратом. Кроме того, по свидетельствам выживших после карательных операций жертв ролью переводчика и фотографа он не ограничивался.

Николаус участвовал в облавах, лично принимал участие в расправах над партизанами и выходивших из окружения красноармейцев. Отличался жестокостью по отношению к местному населению.

Поиском предателя занялись сотрудники Калининского управления КГБ. После множества опросов удалось получить первые установочные данные. Одна из жительниц деревни Лаптево показала, что возле комендатуры часто собирали крестьян для распределения на различные работы. Руководил этим как раз молодой переводчик, который требовал, чтобы к нему обращались по имени-отчеству: Николай Александрович.

Это было уже кое-что. Но самую главную зацепку дала другая свидетельница. В их доме Николаус прожил несколько дней, и она запомнила, как переводчик на одной из пьянок с местными полицаями хвастался тем, что учился в Казанском университете и именно там прекрасно выучил немецкий язык.

На запрос органов из Казани прислали довольно объемный список всех Николаев Александровичей, обучавшихся в университете за несколько предвоенных лет. Следователей заинтересовал Лукин Николай Александрович, двадцать первого года рождения. Проверка показала, что он в сорок пятом был осужден за сотрудничество с немцами, отбывал срок в Воркуте и был освобожден в пятьдесят пятом году. После выхода на свободу обратился в университет с просьбой выслать ему документы подтверждающие обучение в вузе и оставил свой адрес.

Из материалов дела следовало, что Лукин попал в плен в августе сорок первого. По его словам часть попала в окружение под Великими Луками, он был контужен близким разрывом бомбы и пришел в сознание уже в лагере. Из лагеря пытался бежать, но неудачно. Жизнь ему спасло хорошее знание немецкого языка, немцы сделали его переводчиком.

Лукин. Фото в открытом доступе.
Лукин. Фото в открытом доступе.

Поддался на уговоры и вступил в РОА, иначе просто мог погибнуть в лагере (хотя наверное поддался не совсем верное слово). В сорок третьем командовал взводом в чине фельдфебеля. Часть перебросили во Францию. Рыли окопы и охраняли опорный пункт в Бретане.

При подходе союзников добровольно сдался вместе со своим взводом. Однако союзники выдали его советским властям. Участия в карательных операциях следствие не установило, поэтому суд ограничился 15-ю годами за измену Родине, впрочем, впоследствии наказание ограничили десятью годами.

В лагере Лукин освоил профессию зубного техника, выйдя на свободу менять ее не стал, дело прибыльное. Осел в одном из небольших городов, женился. Стал примерным семьянином, отцом двоих детей, жена характеризовала его с самой лучшей стороны. Утверждал, что в годы войны был партизаном, даже раздобыл где-то медаль "Партизану Великой Отечественной войны", которую носил по праздникам.

Увлечение фотографией не бросил. Правда, вкусы у него были особенные. Любил подловить в кадр пациентов в полураздетом состоянии. Иногда это приводило к конфликтам, но он оправдывался желанием увековечить моменты жизни. Кстати, потом при обыске у него нашли довольно большую коллекцию подобных снимков. От авторства он не отказывался, но утверждал, что пристрастился к этому еще во Франции, мол, там это вид искусства под названием «Ню».

Органы продолжали дотошно проверять его биографию, вдруг он и есть разыскиваемый фотограф. Сначала было разочарование. Свидетели его по фотографиям не опознали. Действительно, прошли уже более двадцати лет, и в солидном мужчине трудно было узнать того молодого переводчика. Но когда из дела достали и увеличили фотографию Лукина, сделанную в сорок четвертом году, его уверенно опознали практически все опрашиваемые.

Лукин поначалу все отрицал, но на очных ставках с выжившими свидетелями его деяний был вынужден сознаться.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Лукин. Фото в открытом доступе.
Лукин. Фото в открытом доступе.

На сотрудничество с врагом пошел добровольно. Стал работать на разведку, потом переведен в ягдкоманду. Когда его перевели во Францию, завел роман с француженкой, планировал остаться на западе, поэтому и сдался союзникам.

Удалось доказать, что он лично виновен в смерти 14 человек, выдал оккупационным властям более двух десятков, и лично оказывал физическое воздействие на задержанных. В частности, с отрядом карателей, переодетых в советскую форму устраивал засады и захватил несколько групп выходивших из окружения красноармейцев, лично вывел из леса в руки карателей капитана-политрука, которого после расстреляли. Отметился и в Белоруссии, где пытал занимался пытками. Одна из свидетельниц показала, что на его совести даже жизни детей.

Всех своих жертв он предварительно фотографировал. Вероятно, хотел оставить для себя память о совершенных преступлениях, судя по всему совершать эти злодеяния ему нравилось.

На суде ни в чем не раскаивался, считал, что виновато во всем суровое военное время. Более того был искренне возмущен, кричал, что понес достаточное наказание и судить повторно его не имеют права. Процесс был публичным, зал клуба в котором он проходил, был переполнен. Не удивительно, судили его в Калинине, где он оставил о себе недобрую память. В связи с новыми обстоятельствами приговор 1945-го года был пересмотрен. В феврале 1975-го года преступника приговорили к высшей мере наказания. Его апелляции оставили без внимания, до следующего 1976-го года Лукин уже не дожил, был расстрелян в конце декабря.

Очень хорошо, что подобная мера существовала в СССР для таких как Лукин.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, почему его не удалось раскрыть сразу?