Хороший звук — это база для успеха стрима, летсплея, репортажа, ролика с закадровой озвучкой. Клиппинг, хрипы, свистящие и шипящие звуки убивают желание зрителей смотреть контент и подписываться на канал.
Если у стримера петличный микрофон за 100 р, плохой звук — данность. Но хорошие динамические и конденсаторные модели должны звучать достойно. Рассказали простым языком, как настроить микрофон для стрима на примере OBS, чтобы голос был чистым и красивым.
Позиционирование микрофона
У динамических и конденсаторных микрофонов разные конструкция и чувствительность. Чтобы звук был чистым, без эффекта эхо и перегрузки, важно устанавливать микрофон на определённом расстоянии от источника звука (рта).
Динамические микрофоны за счёт диафрагмы, прикреплённой к катушке, простые в эксплуатации и довольно тихие. Их стоит располагать на расстоянии от 5 до 10 см от рта. Точное значение зависит от помещения, тембра голоса и громкости речи.
В конденсаторных микрофонах XLR-типа на диафрагму и заднюю пластину нужно подавать электричество (для работы потребуется фантомное питание или внешняя звуковая карта с 48 В, качественный XLR-кабель). Модели USB-формата выпускаются со встроенным усилителем — им дополнительное питание не нужно. Но все конденсаторные микрофоны, независимо от типа и конструкции, очень чувствительные. Работать с ними нужно на расстоянии от 10 до 15 или даже 20 см. Если микрофон XLR-типа, вы можете поставить его на стойке на столе или приобрести пантограф.
Защита звука от неприятных эффектов
Когда вы дышите, громко произносите твёрдые согласные ([п], [б], [д]), создаются звуковые волны, которые диафрагма микрофона (особенно конденсаторного) чутко улавливает. В итоге в эфир попадают и дыхание, и слова со взрывным эффектом. Звучит это плохо. Есть несколько вариантов решения проблемы:
1. Расположить микрофон так, чтобы его диафрагма была немного под углом относительно рта. Так вы будете говорить не прямо в микрофон, а немного выше (левее, правее). Это влияет на звук, так что нужно тестировать разные положения.
2. Приобрести поп-фильтр, защищающий от всего сразу, или хотя бы ветрозащиту.
Пошаговая настройка в программе для потокового вещания
Когда вы купили микрофон, определили его правильное расстояние и расположение относительно рта, разобрались с поп-фильтром или ветрозащитой, пора переходить к настройке. Разберём её на примере OBS — бесплатной и самой популярной стриминговой программы. В её последних версиях достаточно встроенных фильтров и плагинов — ничего не придётся скачивать и покупать дополнительно.
Шаг первый. Громкость
Откройте OBS. Выберите в качестве записывающего устройства свой микрофон. Теперь, когда вы говорите что-то, в микшере звука будет определяться входящий сигнал. Вы увидите полосу громкости, которая разделена на три сектора: зелёный, жёлтый и красный. Используйте настройки громкости микрофона в Windows и/или управление Gain на внешней звуковой карте. Ваша задача — добиться того, чтобы эта полоса, когда вы говорите в микрофон, была в пределах от -20 до -10 дБ.
Шаг второй. Усиление
Настроив громкость, переходим к активации фильтров. Начнём с усиления. Этот фильтр увеличит громкость микрофона, чтобы звук на вашем стриме не был слишком тихим, чтобы его можно было обработать плагинами (об этом далее).
Важно: соблюдайте порядок действий, изложенный в этой инструкции. Не нужно вместо усиления первым делом выкручивать Gain на звуковой карте или громкость в настройках Windows на максимум, думая, что разницы нет. Разница есть. Если вы так сделаете, с вероятностью в 100% получите клиппинг и плохой звук.
Итак, рядом с источником звука в микшере OBS нажмите три точки, выберите «Фильтры».
В окне фильтров нажмите на «+» и выберите «Усиление». На ползунке громкости добавьте от 2 до 6 дБ, чтобы во время разговора полоска в микшере добиралась до красной зоны (примерно до положения -2/-3 дБ).
Протестируйте выбранное значение. Если вдруг вы начнёте кричать в микрофон, полоска станет полностью красной, и случится клиппинг (искажение звука) — ничего страшного. Это мы компенсируем компрессором. На этом этапе важно, чтобы во время нормального разговора вы получили указанное выше в тексте и на скриншоте значение в микшере звука.
Шаг третий. Эквалайзер
В том же окне с фильтрами добавьте «3-полосный эквалайзер». Этот инструмент поможет скорректировать звучание вашего голоса. Формулы правильной настройки эквалайзера не существует. Всё зависит от типа вашего голоса и тембра, особенностей микрофона, желаемого результата.
Что нужно знать и понимать перед настройкой:
- Низкие частоты — основа вашего голоса, бас (если вы мужчина), глубина, плотность. Если ваш микрофон даёт слишком много баса в сочетании с вашим голосом, попробуйте снизить НЧ на 1-5 дБ. Если ситуация обратная, и вы хотите больше глубины и баса, добавляйте НЧ.
- Средние частоты — разборчивость, чёткость речи. Убирая средние частоты, вы сделаете голос чуть более радийным, чуть более уходящим на второй план в миксе на стриме. Добавление даст обратный эффект. Общая рекомендация: снизить СЧ на 1-4 дБ.
- Высокие частоты — мерцание, блеск, воздушность речи. Добавление высоких частот сделает голос более приятным на слух. Но будьте осторожны: если у вас на записи много сибилянтов (шипящих и свистящих звуков из-за согласных [c] и [ш]), подъём ВЧ усилит их. Снижение ВЧ обычно показано, если голос по умолчанию слишком высокий и тонкий (меццо-сопрано и выше). Экспериментируйте.
Работайте с частотами в диапазоне от -5 до +5 дБ.
Шаг четвёртый. Компрессор
Компрессор — важнейшая часть настройки. Этот инструмент выравнивает звук: делает громкие звуки тише, а тихие — громче. Он может «уплотнить» звучание голоса, подчеркнуть «верх» и добавить акцентов «середине». И самое главное: компрессор (при правильной настройке) помогает избежать клиппинга и других неприятных артефактов.
В том же окне фильтров добавьте «Компрессор», чтобы начать с ним работать.
Как и в случае с эквалайзером, готовых пресетов настроек не существует. Но мы разберём основные параметры, чтобы вы понимали, за что они отвечают и как их регулировать.
Начинать настройку нужно с порога срабатывания. Этот показатель определяет, когда компрессор будет включаться. Посмотрите на шкалу громкости микрофона в микшере звука в OBS, чтобы было понятнее.
На примере выше порог срабатывания (Threshold) установлен на -18 дБ. Значит, когда громкость вашего голоса превысит это значение, компрессор включится и будет «давить» звук (сжимать его). Какое же значение выбрать? Попробуйте начать с -10 или -12 дБ.
Степень сжатия (Ratio) отвечает за то, как сильно компрессор будет сжимать сигнал, превышающий установленное значение в пороге срабатывания. Два этих параметра работают в паре — вам нужно найти оптимальное для своего голоса и своей подачи сочетание. Чем меньше степень сжатия, тем оно мягче. Чем сильнее, тем агрессивнее и конкретнее. Если выставить очень высокую степень сжатия, аудиодорожка будет похожа на «кирпич»: голос станет плотным, безжизненным. Если степень сжатия будет слишком низкой, вы получите неравномерную громкость звучания. Выберите для начала 5,00:1.
Атака (Attack) отвечает за то, как быстро будет реагировать компрессор на превышение установленного порога срабатывания. Спад (Release) — на то, как быстро компрессор восстановит номинальные значения. Эти параметры в большей степени важны при записи вокала, но вы можете поиграть с ними. Если желания нет, поставьте атаку 5 мс, а спад — 50 мс. Для стримов этого достаточно.
Выходное усиление оставляйте со значением 0 (мы уже добавили усиление ранее).
Шаг пятый. Ограничитель
Выберите ограничитель в фильтрах в том же окне. Он нужен, чтобы помочь компрессору на 100% избавить звук от клиппинга. По сути, это как стена, через которую ненужный (слишком громкий звук) не пробьётся.
Обычно достаточно поставить -2 дБ, чтобы навсегда решить проблему клиппинга. Восстановление оставляйте со значением по умолчанию.
Ответы на часто задаваемые вопросы и итоги
Всё готово. Теперь ваша задача — сделать тестовую запись. Что вы должны услышать:
- чистый звук без клиппинга, даже когда вы эмоционально кричите, громко радуетесь и т. д.;
- одинаковую громкость звучания всей дорожки: и когда вы говорите спокойно, и когда даёте волю эмоциям;
- приятный голос с теми акцентами, которые вам по душе.
Краткий FAQ:
Всё сделал, но клиппинг и искажения всё еще есть на записи.
Добавляйте больше сжатия и снижайте порог срабатывания в компрессоре (вместе, по чуть-чуть). Если вы дошли до 10,00:1 и -15 дБ, а клиппинг не уходит, поставьте -3 или -4 дБ в ограничителе и убедитесь, что вы находитесь от микрофона на правильном расстоянии.
На записи много шипящих и свистящих звуков. Что делать?
Понизьте немного верхние частоты, купите и установите полноценный поп-фильтр. Если не помогает, можно установить в OBS сторонний плагин deEsser и убрать свист в нём. Но помните: дефекты речи невозможно устранить ни одним фильтром.
Я всё сделал, звук чистый, клиппинга нет, громкость одинаковая, но мне не нравится само качество звука.
Никакая настройка не сделает звук с петлички за 500 рублей похожим на звук с качественного микрофона. Приобретайте проверенные модели, надёжные аксессуары, дополнительные аудиоустройства (если необходимо) — и тогда ваш звук порадует даже искушённого подписчика, а комфорт работы с микрофоном будет высоким.