К 2024 г. уровень осведомленности бизнеса о национальных проектах вырос и составляет 93%, следует из онлайн-опроса предпринимателей, который проводил аналитический центр НАФИ, сообщают «Ведомости».
Последняя волна исследования, в ходе которой респондентами стали 500 человек из всех федеральных округов, пришлась на август 2024 г. (предыдущая была в ноябре 2023 г.). Среди наиболее известных национальных проектов – «Демография» (88%), «Здравоохранение» (88%), «Образование» (84%) и «Безопасные и качественные дороги» (83%). Узнаваемость каждого нацпроекта по отдельности колеблется в рамках статистической погрешности. В пятерке лидеров по этому параметру — «Малое и среднее предпринимательство». 81% руководителей компаний и предпринимателей знают или что-то слышали об этом национальном проекте. В прошлом году осведомленность была чуть больше, следует из данных НАФИ.
По данным НАФИ, среди мер поддержки в рамках нацпроекта МСП, о которых больше всего знают предприниматели: поддержка самозанятых (49%), льготные кредиты (39%), поддержка и открытие центров «Мой бизнес» (39%), грантовая поддержка молодых предпринимателей (34%), развитие платформы МСП.РФ (31%) и др.
Доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС (Президентской академии) Даниил Гоненко считает, что далее будет наблюдаться рост числа предпринимателей, которые обращаются за мерами поддержки в рамках нацпроектов.
«В условиях жесткой международной изоляции в нашей стране начали формироваться новые предпринимательские институты, которые больше ориентированы на внутренний рынок», — сообщил он.
При этом возрастает необходимость в дополнительной финансовой и нефинансовой поддержке бизнеса, заключил эксперт.
52% руководителей компаний и предпринимателей считают, что государство и органы власти в течение последнего года стали больше поддерживать предпринимателей. Этот показатель растет, говорят в НАФИ. Среди заметных мер поддержки в рамках исследования называют официальную регистрацию самозанятых (42%) и более доступные программы льготного кредитования (37%).
При этом один из главных запросов предпринимателей — на финансовую поддержку, говорит генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
«Одно из требований при кредитовании — предоставление залога. И это является серьезной проблемой, особенно для малого и микробизнеса, у которого собственного имущества или мало, или оно уже находится в залоге. Наши поручительства позволяют предпринимателям покрыть до 50% риска, его берет на себя корпорация», — отметил он.
По словам Исаевича, сумма поддержки с участием Корпорации МСП превышает 700 млрд руб., с использованием этого механизма кредиты получило около 60 000 МСП, которые обеспечивают более 720 000 рабочих мест. Благодаря «зонтичным» поручительствам охват гарантийной поддержки Корпорации МСП вырос в 13 раз. Кроме того, свыше 1 трлн руб. кредитов получил малый и средний бизнес в 2023 г. под гарантии и поручительства участников Национальной гарантийной системы.
В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» в регионах создана инфраструктура центров «Мой бизнес», многофункциональный подход которых объединяет региональные инжиниринговые центры, центры кластерного развития и центры народно-художественных промыслов.
Ранее в ходе заседания комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Эффективная и конкурентная экономика» субъектам РФ рекомендовали продолжить работу по объединению инфраструктуры и в будущем, оказывая адресную поддержку предпринимателям в соответствии со спецификой бизнеса и особенностями региональных задач. В состав комиссии Государственного Совета РФ вошла и Ассоциация «Мой бизнес» в лице Председателя правления, директора Центра «Мой бизнес» Санкт-Петербург (СПб ГБУ «ЦРПП») Льва Кузнецова.
Напоминаем, что обратиться за поддержкой Центра «Мой бизнес» Санкт-Петербург (СПб ГБУ «ЦРПП») по самым разным направлениям могут как действующие, так и начинающие самозанятые, ИП и юрлица. А также те, кто только планирует открытие своего дела.