Ирина Белозерова и Чулпан Мифтахова просились ухаживать за семьями
Еще как минимум месяц проведут в СИЗО фигурантки резонансного дела о «доме смерти» в Щербаково. Сегодня Верховный суд Татарстана не отпустил из изолятора ни хозяйку нелегального пансионата Чулпан Мифтахову, ни Ирину Белозерову — племянницу пенсионерки Алевтины Канашевой, которая скончалась в этом доме, а незадолго до смерти лишилась имущества: СКР считает, что Белозерова обманным путем переписала все на свою мать. Обе женщины просились под домашний арест. Мифтахова спустя две недели после заключения под стражу обзавелась платным адвокатом, а Белозерова продолжает настаивать на том, что она и есть законная наследница всего богатства умершей тети. А оценивается оно в 150 млн рублей. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«По делу возник определенный резонанс…»
Рассмотрение апелляционных жалоб Чулпан Мифтаховой и Ирины Белозеровой назначили в Верховном суде РТ в один день, но в разных залах. Адвокат Белозеровой Марсель Тимаев еще в коридорах суда собирал «комплименты» от коллег. «По телевизору тебя и так и сяк показывали», — говорили они ему, видимо, имея в виду заседание, на котором Белозерову арестовали при полном аншлаге со стороны СМИ.
Белозерову вывели на связь из СИЗО раньше, чем Мифтахову. В клетке женщина была одна, одетая в спортивный костюм и наконец без капюшона на голове, с помощью которого она пряталась от журналистов. «Может быть озвучена конфиденциальная информация», — заявил адвокат судье Аделю Галееву, который поинтересовался, не против ли он присутствия прессы в заседании. Против была и Белозерова. Однако суд постановил рассмотреть жалобу в открытом процессе. Затем уточнил у фигурантки паспортные данные, место проживания и другие необходимые данные.
«Обвинение вам предъявлено или вы до сих пор подозреваемая?» — уточнил судья у Белозеровой, стоявшей вполоборота к экрану. Та внятно не ответила, но на протяжении оставшегося времени судья обращался к ней как к «обвиняемой». Он вкратце доложил суть дела: оно было возбуждено 19 августа, сначала в отношении неустановленных лиц, а 5 сентября по делу задержали Белозерову. Обвиняют ее в мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ). Адвокат посчитал, что Советский суд «преждевременно» отправил Белозерову в СИЗО, а потому подал жалобу.
«Суд должен был установить причастность [Белозеровой], — указывал адвокат. — Следствие говорило, что там вопрос стоял об имуществе, о доверенности… Белозерова фактически является наследницей имущества! Там завещание было, на тот момент и на сегодня она является наследницей. Поэтому вопрос о причастности — под вопросом, она не установлена».
Были у адвоката и другие аргументы: престарелая мать Белозеровой, которая нуждается в уходе, и дочь-студентка, которая находится на иждивении фигурантки дела. «Домашний арест тоже изоляционная мера пресечения, почему бы ее не избрать? Это было бы правильно и обоснованно, — рассуждал адвокат. — Понятно, что по делу возник определенный резонанс. Но за этим резонансом никто не видит истинную причину всего!»
Сама Белозерова в этот раз была менее словоохотлива. «Я никуда не скроюсь, буду сидеть дома, под домашним арестом. Я сама приехала, сама пришла. Меня никто не вызывал, я сама пришла [к следователю на допрос]», — говорила она судье. Тот в свою очередь уточнил у адвоката, есть ли у него какие-то документы о доме и его собственнике (и что он не возражает), где Белозерова могла бы — в случае чего — отбывать домашний арест. «Она проживает по месту жительства, она там является собственницей, документы должны были быть в деле…» — сказал адвокат. Судья переспросил, но получил такой же ответ. А когда вернулся из совещательной комнаты, постановил: оставить решение об аресте Белозеровой без изменения. Таким образом, она пробудет в СИЗО как минимум до 19 октября.
Адвокат Тимаев вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, зачем Белозеровой понадобилось делать доверенность от Канашевой, если было завещание, оставил без комментариев. Но рассказал, чем Белозерова занимается в СИЗО — читает.
Жалоба Мифтаховой
Хозяйка «дома смерти» Мифтахова сегодня была с платным адвокатом: если на заседании по мере пресечения ее интересы представлял защитник по назначению, то сейчас она заключила договор с Рафисом Хасаншиным. Ранее он защищал бывшего председателя татарстанского отделения общества инвалидов Рифата Ганибаева и добился для него условного срока.
Мифтахова была немного растеряна, иногда казалось, что она вовсе думает о чем-то своем и находится не в зале суда. В случае возникающих вопросов она кратко отвечала: «Согласна с адвокатом». Судье она рассказала, что ей 40 лет, имеет четверых детей, двое из них несовершеннолетние. Состоит в браке, живет в Апастовском районе.
Далее суд дал слово защитнику, который попросил отпустить Мифтахову под домашний арест. В отличие от защитника Белозеровой, он принес «договор аренды помещения», где живут дети Мифтаховой — они казанские студенты. О каком помещении шла речь, неизвестно — адрес в заседании не назвали. Там, по словам Хасаншина, Мифтахова могла бы «отбывать» домашний арест.
Также он уточнил, что по ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание ненадлежащих услуг») Мифтахова дала показания и изложила все свои действия в ходе допроса. «Защита просит суд постановление суда первой инстанции изменить, избрать иную меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, а именно — домашний арест. Своим поведением, отношением к предъявленным подозрениям Мифтахова отнеслась адекватно и разумно, дала исчерпывающие показания, работала со следствием. Подчеркнула, что не намерена скрываться от следствия, намерена участвовать во всех следственных действиях», — подытожил защитник.
Старший прокурор апелляционного отдела прокуратуры РТ Андрей Андронов не согласился с мнением адвоката. «Я полагаю, что, опасаясь ответственности за содеянное, [Мифтахова] может попытаться скрыться от органов предварительного следствия и суда. Вопреки утверждениям защитника, я считаю, что ее причастность к совершенным преступлениям подтверждается представленными следствием материалами. В частности, такие сведения содержатся в показаниях потерпевших Канашевой, Сапрыкиной, Комаровой, показаниях самой Мифтаховой. Все эти материалы содержатся в представленном судебном материале, поэтому выводы о причастности считаю обоснованными. Решение суда считаю абсолютно обоснованным, законным. Доводы апелляционной жалобы не поддерживаю, прошу отказать», — сказал Андронов.
Адвокат в свою очередь добавил, что его подзащитная никак не может быть причастна к мошенничеству. Он уточнил, что знакомство Мифтаховой и Белозеровой состоялось в 2023 году, а квартира была продана раньше.
Пока очередь не дошла до Мифтаховой, она все время стояла с опущенной головой. Лишь рассказывая суду о детях, она подняла голову и добавила: «У меня два подростка живут в квартире, я очень переживаю, тем более сейчас все начали болеть. Дети не справятся без меня. Я не собираюсь скрываться от следствия».
Судья удалился в совещательную комнату ненадолго. Жалобу Мифтаховой судья не удовлетворил, хозяйка «дома смерти» останется в СИЗО до 19 октября.