Считается, что именно общение с А. С. Пушкиным для Н. В. Гоголя сыграло исключительную роль в становлении последнего как писателя.
Еще со школьной скамьи Гоголь питал восторженное чувство к творчеству поэта, был его преданным поклонником. После окончания Нежинской гимназии в 1828 году Гоголь устремился в Санкт-Петербург, где в поисках себя перепробовал множество «видов деятельности»: актера, чиновника, преподавателя. Только переехав, юноша решился нанести поэту визит без приглашения.
История первого и неудачного визита широко известна своей анекдотичностью — робеющий Николай Васильевич не с первого раза, но все же решился постучать в дом своего кумира. Однако увидеть Пушкина так и не смог — слуга сказал начинающему писателю, что хозяин почивает, а на удивленную реплику Гоголя «наверное, всю ночь творил?» ответил «в карты играли-с»...
Жестокая реальность стала большим ударом для Гоголя — в своем воображении он рисовал «окруженного постоянно облаком вдохновения» поэта. После этого случая к любви Гоголя к творчеству поэта добавились и веселые, порой саркастические нотки.
В мае 1831 года давняя мечта Гоголя наконец исполнилась — он был представлен Пушкину на вечере в доме писателя П. А. Плетнева, куда недавно женившийся поэт пришел с Натальей Николаевной, чтобы познакомить её со своими друзьями. Пушкин был старше Гоголя на 10 лет.
К моменту знакомства с Пушкиным у Гоголя уже была готова часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Появление книги в печати, положительный отзыв на нее Пушкина окончательно обозначили путь талантливого молодого писателя. Александр Сергеевич говорил о «Вечерах»:
«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности».
Как замечали современники, Пушкин с любовью следил за творчеством Гоголя «и все твердил ему: „Пишите, пишите“, а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда веселый и в духе» (Г. П. Данилевский).
Большая часть произведений Гоголя была известна Пушкину еще до их публикации. Это относится к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невскому проспекту», «Запискам сумасшедшего», «Коляске», «Носу», «Утру делового человека», «Женитьбе», «Тарасу Бульбе».
Творчество Гоголя в 1834-1835 гг. утвердило Пушкина в решении «подарить» Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».
В «Авторской исповеди», написанной в 1847 году, Николай Васильевич, уже известный писатель, признавался, что темы «Ревизора» о мошеннике Хлестакове, обманувшем все начальство уездного города и «Мертвых душ» о масштабном аферисте Чичикове, дурачащем всю Россию были подсказаны ему Пушкиным. А некоторые исследователи полагают, что персонаж Хлестакова в каком-то смысле изображает самого Пушкина.
В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину:
«Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон <...> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
В статье «Четыре письма к разным лицам по поводу „Мертвых душ“» Николай Василевич признавался:
Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей. <...»
Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачней, сумрачней, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтенье кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка! Тут-то я увидел, что значит дело, взятое из души, и вообще душевная правда, и в каком ужасающем для человека виде может быть ему представлена тьма и пугающее отсутствие света. С этих пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».
После смерти Пушкина Гоголь признавался: «Ничего не предпринимал, ничего не написал я без его совета».
Пушкин находился в курсе не только творческих замыслов Гоголя, но и всех его жизненных обстоятельств. Благодаря протекции в июле 1834 года Гоголь получил место андьюнкт-профессора по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. В том же году Пушкин принял на себя хлопоты о назначении Гоголя преподавателем в Киевский университет.
Пушкин, в свою очередь, посвящал Гоголя в свои замыслы: «Домик в Коломне», «Медный всадник», «Анджело», «История Пугачева» и другие шедевры были известны Гоголю до выхода их в свет. В 1833 году Гоголь извещает историка М. П. Погодина: «Пушкин уже почти кончил Историю Пугачева. Это будет единственное у нас в этом роде сочинение. <...> Интересу пропасть! Совершенный роман!».
Примечательно, что дружба, взаимное влияние и даже переплетение судеб двух великих литераторов получили своеобразное продолжение: внучка Александра Сергеевича Мария Александровна Пушкина вышла замуж за внучатого племянника Гоголя Николая Владимировича Быкова. Правда, к тому времени столпов русской литературы уже не было в живых.
Еще при жизни Пушкина в 1835 году Гоголь опубликовал в сборнике «Арабески» статью «Несколько слов о Пушкине», публично высказав свое мнение о поэте, как о национальном гении:
«Он при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».
В год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Государственный исторический музей открывает на необычную выставку «Пушкин. Страницы истории», которая раскроет новые грани этого великого гения. Пушкин предстанет не только как великий поэт, но и как мыслитель, историк и исследователь. Открытие 27 сентября