Пропавших без вести военнослужащих из числа высшего командного состава в РККА было относительно немного, поэтому к ним приковано особое внимание. Так, например, на официальном сайте Бессмертного полка существует поимённый список без вести пропавших генералов, включающий 64 человек: https://www.polkrf.ru/articles/etih-dnej-ne-smolknet-slava-hroniki-vojny/generaly-krasnoi-armii-propavsie-bez-vesti-v-gody-voiny-2759?ysclid=m16eheyrpg727182728
Во время изучения документов о боях у села Борисовка нынешней Белгородской области, была обнаружена любопытная запись в отчёте офицера разведки моторизованной дивизии "Великая Германия" от 14 марта 1943 года:
Примерный перевод гласит:
«В одном танке было обнаружено тело русского генерал-майора Merschnikow Mich. Iwan. По фотографиям и личным документам погибшего можно безошибочно опознать как командира 309-й стрелковой дивизии. Бумаги находятся в ваших руках. Биографическая справка прилагается. Пленный из 96-й танковой бригады свидетельствует, что Меньшиков несколько дней находился с танками, но не был их командиром.»
И, действительно, 309-й СД в это время командовал генерал-майор Меньшиков Михаил Иванович, который считается пропавшим без вести с 14 марта 1943 - последним пропавшим генералом РККА в Великой Отечественной войне. С богатой историей службы этого человека можно ознакомиться на ресурсе "Память Народа": https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero123790521/?ysclid=m16dp41496115927094
Примерная картина боёв 13-14 марта в Борисовке для понимания обстоятельств гибели генерал-майора Меньшикова М.И. приведена ниже.
События происходили в самом конце зимне-весенней кампании 1943 г. Только что немцы провели успешное контрнаступление, отбросив части РККА практически от Запорожья и Днепропетровска к Харькову. И в то время, как части 2-го танкового корпуса СС были заняты окружением Харькова, "Великая Германия" повернула на север, прорвав оборону около Богодухова и выйдя на дорогу Грайворон - Белгород. 309-я СД отступала из района Ахтырки под прикрытием остатков 5-го Гвардейского Сталинградского танкового корпуса (бывшего 4-го ТК) в составе 45, 69 и 102 ТБр (на описываемый период сохранялась нумерация танковых бригад, использовавшаяся в 4 ТК).
13 марта в районе 15:00 45 ТБр оставила Головчино (12 км юго-восточнее) и отошла в Борисовку, где уже занимала оборону 102 ТБр. 955 стрелковый полк и пулемётный батальон 309 СД занимали северную часть Борисовки и прилегающие леса, скорее всего, часть сил осталась и в центре села вместе со своим комдивом, который пытался организовать взаимодействие с танками 5-го Гв. СТК. Поскольку силы защитников села были серьёзно ограничены, а личный состав измотан боями предыдущих дней, плотную оборону организовать не удалось. Для понимания: на 15 марта 955 СП насчитывал 120-140 человек, пулемётный батальон - 2 станковых пулемёта. Из противотанкового вооружения только 2 ПТР. Силы обеих танковых бригад в Борисовке насчитывали около 15 Т-34, техническое состояние которых явно оставляло желать лучшего.
Противник - моторизованная дивизия "Великая Германия" только в боеготовых танках и САУ насчитывала на 12 марта : 19 САУ Marder II, 15 StuG III G, 38 Pz. IV (lg) (длинноствольные), 6 Pz.VI "Тигр", 11 Pz.III (lg), 10 Flammpanzer III (огнемётные). Укомплектованность личным составом порядка 70%. Понятно, что не все указанные силы атаковали Борисовку вечером 13 марта, но, несомненно, немцы имели больше возможностей на этом участке.
Итак, к вечеру 13 марта немцы подошли к Борисовке. Уже вечером на улицы просачиваются отдельные группы танков и мотопехоты, что отражено в боевом распоряжении 5 Гв. СТК от 20:40 13 марта. Всю ночь на улицах села шёл вялотекущий бой, в котором 45 ТБр потеряла один танк. Утром, ориентировочно около 6-7 часов, немцы, собрав ударную группу с танками и штурмовыми орудиями, выбили остатки танкового корпуса из Борисовки в Стригуны. 45 и 102 ТБр выбыли из боёв во второй эшелон обороны (Томаровка, Орловка). Через несколько часов из Белгорода подошла 96-я Танковая Бригада, которая вместе с 69-й ТБр около 9:00 безуспешно атаковала Борисовку. В ЖБД "Великой Германии" указывается, что эту атаку отбивал 1 батальон танкового полка и уничтожил 11 танков. Бои за Борисовку продолжались ещё 4 дня, и стоили больших потерь 69 и 96 ТБр, 3 и 19 гвардейским танковым бригадам, но это другая история.
Если вернуться к личности генерал-майора Меньшикова М. И., остаётся загадкой его время гибели. На первый взгляд, самой логичной версией кажется смерть в суматохе уличного боя в ночь с 13 на 14 марта, однако она не стыкуется с показаниями пленного 96-й ТБр. А информация из его допроса о пополнении бригады новыми танками и переброске из Белгорода соответствуют действительности. К тому же, в случае гибели Меньшикова в ночном бою, он никак не мог находиться в рядах 96 ТБр, подошедшей около 9:00 14 марта. В связи с этим, возникают вопросы к фразе "в течение нескольких дней находился с танками". По вышеописанной причине она не могла быть правдивой для танкиста из 96-й ТБр. Чего нельзя сказать в случае, если это военнопленный из 69-й ТБр, которая несколько дней находилась во втором эшелоне в районе Борисовки - Томаровки. Но обман с номером бригады и выдача остальной, в целом, реалистичной информации о подразделении выглядит странно, но не стоит отметать эту версию. Равно как и версию с банальной ошибкой перевода, в оригинале могла быть фраза "в течение нескольких часов" или "в течение дня". Тем не менее, в обоих случаях время гибели генерал-майора смещается на день или вечер 14 марта. В ЖБД "Великой Германии" отмечается уничтожение одиночного танка в 19:30, двигавшегося к восточному выезду из Борисовки, а значит бои в восточной части села могли продолжаться весь день.
Моё субъективное видение последнего боя генерал-майора Меньшикова М. И. таково: 13 марта комдив решает, что из-за сложной обстановки связанной с нехваткой личного состава и вооружения, дезорганизацией после отступления из Головчино, а также важного значения этого участка обороны, необходимо его личное руководство боем на месте. После ночного боя, он с частью пехоты отступает из Борисовки вместе с танками 45 и 102 ТБр в Стригуны, откуда днём вместе с 69 и 96 ТБр участвует в атаках на село, подсказывая танкистам, как действовать на незнакомой им местности. В результате одной из таких атак, танк в котором находился Меньшиков, оказывается подбит. Судя по воспоминаниям местных жителей, это могло произойти около нынешней заправки и кладбища на ул. Республиканской, либо у объездной дороги в 1 километре южнее.