Рассказываем, как работать с пропорциями в рисунке.
Воображение — ключ к точной визуализации в рисовании. Когда художник ясно представляет образы в голове, это помогает лучше понимать пропорции. Визуализация позволяет мысленно «примерить» размеры и соотношения частей объекта, чтобы при переносе на бумагу или в цифровой формат всё выглядело достоверно и гармонично.
В материале ниже собрали советы, которые помогут в визуализации и представлении образов на холсте так, чтобы пропорции были правильными, а персонажи живыми.
Изучите анатомию человеческого тела
Чтобы научиться правильно рисовать человека, важно начать с базовых знаний анатомии и пропорций. Это не значит, что нужно вызубрить весь учебник по анатомии — достаточно базового понимания того, где расположены ключевые мышцы и какую форму они имеют. То же касается и пропорций — нужно понимать, какая длина у рук по отношению к телу или у туловища по отношению к ногам. Причем не в общем, а в конкретный возрастной период.
Например, классическая пропорция взрослого человека предполагает, что длина тела равна 6-7 длинам головы. Это значит, что если ты разделишь фигуру на такие отрезки, сможешь легко соблюсти баланс.
Даже в стилизации нужно знать анатомию, чтобы сознательно нарушать пропорции, а не случайно. Например, при рисовании комиксов или мультперсонажей, деформация пропорций часто помогает выразить характер, но базовые правила обеспечивают гармонию рисунка. Например, даже если нос персонажа длинный, он должен быть пропорционален относительно лица, иначе будет эффект зловещей долины.
Начинайте с контуров и зарисовок основных форм
При первых шагах в рисовании фигуры важно сосредоточиться на построении контуров и основных форм. Используйте легкие, едва заметные линии, чтобы наметить общие пропорции и положение частей тела. Это так называемый «каркас» — скелет вашего рисунка, который позволит корректировать любые ошибки на раннем этапе, не повреждая работу. Например, начните с овала для головы, затем набросайте линии для позвоночника и конечностей, чтобы задать позу фигуры.
Старайся избегать слишком темных или жирных линий — они могут стать проблемой, когда потребуется стереть или исправить что-то. Работая легкими штрихами, вы можете настраивать пропорции и динамику по мере развития рисунка, прежде чем приступишь к деталям и проработке более мелких элементов.
Разделите изображение на сетку
Если сложно сохранять пропорции на глаз, попробуйте использовать технику разделения изображения на сетку. Она помогает точнее передать пропорции и углы, особенно при работе над сложными элементами, такими как черты лица.
Нарисуйте сетку на исходном изображении, будь то фото или референс. Разделите его на равные квадраты или четверти. Затем перенесите такую же сетку на свой лист бумаги или холст. Сетка выступит в роли ориентира: она поможет определить, где именно должны располагаться глаза, нос и рот, а также уточнить их размеры и соотношения друг с другом.
Каждый квадрат на сетке станет «подсказкой», как правильно передать конкретный участок изображения.
Эта техника полезна и в том случае, если вы только начинаете тренировать глазомер, так как она развивает чувство пропорции и помогает постепенно переходить от сетки к более свободной работе без вспомогательных линий.
Не забывайте о перспективе
Не забывайте учитывать перспективу при работе над рисунком. Даже если пропорции правильные, без перспективных искажений изображение может выглядеть странно или неправдоподобно. Перспектива создает ощущение глубины и пространства, помогая передать реальный объем. Важно каждый раз обдумывать, какой тип перспективы будет уместен для конкретного рисунка — будь то фронтальная или угловая.
При рисовании человека в перспективе учитывайте, что тело будет казаться вытянутым или укороченным в зависимости от расстояния до зрителя. Ближайшие части выглядят крупнее, а дальние — мельче. Игнорирование перспективы может сделать рисунок плоским. На этапе выстраивания пропорций отметь линию горизонта, чтобы правильно расположить элементы относительно нее и зрителя.
Как изображать пропорции: от теории к практике
Без практики эти правила применить сложно. Поэтому давайте на примере рисования лица закрепим их.
Для начала нужно нарисовать саму голову — в ее основу входит сфера и слегка суженный к низу прямоугольник для обозначения подбородка.
После нужно отметить основные линии для разметки частей лица — линия глаз и начала ушей, линия кончика носа и конца ушей и линия губ.
Потом уже переходим к разметке длин — для глаз, например, добавляем параллельную линию, чтобы ограничить их высоту, и делим ее на прямоугольники, чтобы разметить ширину. Также не забудьте нарисовать тонкими линиями нос, губы и уши.
Касательно пропорций лица — это все. Остается просто зарисовать части по схеме и довести работу до финала через лайн, расстановку светотени и рендер.
Совет относительно зарисовки всех деталей обычными тонкими линиями актуален больше для традиционного рисования. В цифровом рисовании проще — достаточно использовать команду «Ctrl» + «Z» для удаления неправильных линий. В этом плане для комфортного рисования важно позаботиться о планшете, чтобы программы не лагали и не вылетали (особенно если вы не успели сохранить работу).
Мы в Parblo помогаем художникам находить «свои» планшеты, с помощью которых можно комфортно рисовать и профессионально работать.
Представляем вам графический планшет Parblo Intangbo M Stars Black — отличный выбор для цифрового рисования. Планшет предназначен для создания иллюстраций и других художественных произведений на компьютере, делая процесс максимально комфортабельным и приятным.
Чувствительность планшета позволяет варьировать толщину линий в зависимости от силы нажатия, его скорость отклика мгновенно отражает ваши движения.
Простота использования и высокое качество делают Intangbo X7 Black идеальным выбором как для начинающих, так и для опытных художников.
Если ты хочешь начать рисовать, но не знаешь, за что браться в первую очередь — выбери удобный планшет, с которым ты сможешь сразу погрузиться в новую вселенную. Посмотреть другие характеристики и особенности модели можно на странице нашего планшета на Wildberries.