Можно ли записывать дополнительный аудио на ленту, и одновременно сохранить предыдущий запись, который уже был, чтобы получить какое-то микширование? (Добавить голосовые комментарии, или добавить фоновую музыку в беседе). Везде пишут, что невозможно. Тем не менее, если вы не ищите точной Hi-Fi на уровне настоящего многотрекового магнитофона, можно сам строить простой оборудование, и получить результат, который не так плохо.
Чтобы показать, как возможно делать, нужно объяснить, что такое подмагничивание:
Как говорят по теории: Подмагничивание в магнитной записи применяется для снижения нелинейных искажений сигнала при его записи на магнитный носитель. В реальности, без подмагничивания это даже фактически невозможно записывать аналоговой аудио. Даже если вы пытаетесь увеличить уровень звукового сигнала в записывающей головке, чтобы получить какой-то «ответ» ленты, результат будет так ужасный, что термин «искажение» ещё слишком лестный! Чтобы отходить такую ситуацию, ток подмагничивания подается в записывающую головку одновременно с записываемым (полезным) сигналом, с целью вывести магнитный слой ленты из нелинейной области (см. Магнитный гистерезис). Стирающая головка тоже играет роль и тоже напитана таком-же током. Без стирания, подмагничивание - нецелый, и даже лента без предыдущего записи не давала бы ожидаемый результат. Возможно подмагничивание как постоянным, так и переменным током.
«Современные» магнитофоны используют переменный ток подмагничивания/стирания (AC bias). Только очень дешёвые и маленькие аппараты использовали постоянный магнитный поле для подмагничивания (стирающая головка была просто магнит). Конечно, здесь мы будем заниматься переменным подмагничиванием.
Значит, как мы будем справиться?
Нам необходимо более-менее сохранить предыдущий запись. Поэтому, мы не можем стереть кроме, когда наша настройка «баланса микширования» будет на «100% перезапись». Иначе, нам нужно хитрить с уровнем подмагничивания в записывающей головке. Но мы не можем игнорировать эти факты:
Когда магнитофоны работают «нормально», ток подмагничивания оптимизирован для частоты 1кгц, чтобы получить более-менее плоский частотную характеристику. У нас не будет всегда так:
- Для записи фонового звука, мы будем в области «20% меньше», и даже ниже. Нам не нужно записывать громко, значит не будет искажения. Увеличение высоких частот – даже положительный эффект.
- Когда нужно будет сбалансированный микширование, мы будем недалеко от «оптимизации». Но когда стирание не работает, нам уже нужно настроить ток сильнее, чтобы получить достаточно амплитуды без искажения. (Я это заметил из эксперимента). Значит, увеличение тока должна происходить постепенно, но одновременно с высокочастотным предварительным акцентом.
- Когда новый запись должен быть значительно громче чем предыдущий, не только нужно увеличить ток подмагничивания и предварительный акцент, но тоже начать подавать ток стирания, постепенно.
Поэтому, идеально у нас будет одна кнопка баланса микширования, которая одновременно управляет:
- Ток подмагничивания
- Высокочастотный предварительный акцент
- Ток стирания (когда ожидаемый баланс перезаписи - с около 60% до 100%)
Я первый раз экспериментировал это метод, когда я ещё занимался монтажом роликов с видеомагнитофоном, более 25 лет назад. Действительно, аудиозапись на системе VHS - выполнены как в обычным магнитофоне. И так я мог и добавить фоновую музыку на видео, и добавить голосовые комментарии, и даже унизить уровень нежелательных шум без некрасивого перепада. Устройство даже не был оптимизирован. Предварительный акцент был выполнен другим внешним оборудованием, значит использование не было очень удобное. Но это уже показал, что принцип хорошо работает!
Я разработал эту схему, чтобы я мог даже легко менять параметры, которые нужно настроить только один раз: Частота подмагничивания (обычно все рекомендуют 50-100КГц), максимальный уровень тока подмагничивания (когда баланс на 100% перезаписи), и смешение линеарного транзисторного усилителя, который я использовал как генератор ГСП. (Это усилитель сам смешивает аудио и сигнал подмагничивания, без обязанности добавить фильтр). Настройки “AC bias” и “INP LEVEL” работают одновременно, в одном двухканальным потенциометре. Это наш «баланс». Конечно, чтобы это баланс правильно работает, уровень аудио на входе аппарата должен быть внимательно настроен (необходимо сделать предварительные эксперименты). Указатель уровня может быть очень полезно! Источник питания усилителя должна быть очень чистый. Даже слабый колебание питания будет записан на ленту, и очень громко! Аудио сигнал гораздо слабее, чем сигнал подмагничивания. Управление тока стирания не было оптимально: Я просто подал часть сигнала подмагничивания в стирающей головке (слабый аудио сигнал бесполезен там, но не мешает). Но я не советую делать так потому, что успех зависит от типа магнитофона. Если это проект вас интересует, наверно вы намерены использовать с кассетным или катушечным аудио магнитофоном. Так надёжнее создать отдельный цеп, который отдельно управляет стирание, так что уровень стирания повышается не так, как уровень подмагничивания. (Идеально уровень стирания начинает повышаться только с 60% перезаписи, и потом повышается быстрее). Тоже: такая архитектура годится только для монофонических записей. Иначе нужно будет два отдельные ГСП.
Замечание 1: В левом нижнем углу, видно набор переключателей, которые соответствовали мою конфигурацию. Наверно у вас не будет отдельные головки записи и чтения. Более того, вы не будете заниматься таком дублированием, когда магнитофон работает в режиме воспроизведения. Для меня это было необходимо потому, что видеомагнитофон должен был показывать видео (и его не стереть) пока я «дублировал». Но это вам не касается. Поэтому, если вы решите создать и использовать такой внешний аппарат, я советую просто подключить выход линеарного усилителя (после конденсатора 470нФ) к головке записи / чтения, но через переключатель. С переключателем, будет возможно просто подключить головку либо к предусилителю магнитофона для воспроизведения, либо к нашему устройству.
Замечание 2: Это даже может быть возможно использовать подлинный ГСП магнитофона, с такими модификаций, особенно если магнитофон имеет настройку уровня аудио для записи:
- Чуть увеличить амплитуду подлинного осциллятора ГСП (+20%).
- Установить потенциометры на линии, которые напитают головки с током подмагничивания (до фильтра "bias trap") в режиме записи (начинать всё как эксперимент, с разных сопротивлений).
- Найти способ соединить управление уровня аудио и подмагничивания / стирания
- Идеально, тоже добавить настройку предварительного акцента (можно хитрить с подлинным потенциометром уровня аудио и конденсаторами).
- Проверять, настроить, уровнять, исправить, до успеха…
Конечно, всё будет гораздо легшее, если у вас возможность добавить мониторинг в режиме реального времени. Но для этого, нужно три головки: стирающая, записывающая, и читающая головка (на которой нужно подключить внешний усилитель для мониторинга). Значит, с катушечным магнитофоном всё будет легшее.
Я ещё не проверял это последний метод, но, когда сделаю, вы будете в курсе!