С ростом популярности маркетплейсов всё чаще звучит вопрос о том‚ как не нарваться на подделку при покупке. Мы выяснили‚ что может сделать покупатель‚ чтобы обезопасить себя.
1. Трезво смотреть на цену
Предприниматель Егор Оболенский, глава компании Obolea, пользуется маркетплейсами и как покупатель, и как бизнесмен: его фирма находит на крупной интернет-площадке поставщиков. Первое, на что Егор советует смотреть при выборе товара, — это даже не рейтинг (хотя, конечно, лучше покупать у продавцов с высоким рейтингом) и не отзывы. Это цена.
Всегда нужно признавать: если в продаже есть кошелёк Louis Vuitton по привлекательной цене — всего 1000 ₽ и ниже, — это в 100% случаев неоригинальный товар.
«Или, допустим, покупатель выбирает оптику для охоты и находит её за 1,5 тысячи ₽ вместо 15 тысяч ₽. Это может быть только подделкой», — убеждён бизнесмен.
Чтобы не попасться на эту уловку продавцов, нужно:
- мониторить цены на товары и знать, что и сколько примерно стоит по рынку;
- искать не максимально дешёвый товар, а тот, который лишь немного дешевле средней рыночной стоимости.
Скорее всего, во втором случае это будет уже продажа со скидкой, а не попытка сбыть подделку, считает Оболенский.
⭐️ Совет
Полезно обращать внимание на сертификацию, например на регистрацию товара в системе «Честный знак». Об этом может быть сказано в описании товара, также можно задать вопрос продавцу. Если сертификатов у товара нет, эксперт рекомендует присмотреться к другим продавцам.
Как не нарваться на подделки на Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете»
Читать по теме
2. Определять фейковые отзывы
После цены стоит смотреть и на сами карточки, и на отзывы. Их должно быть не менее десяти, чтобы объективно оценить товар. Важно научиться отличать настоящие отзывы от фейковых.
«Нужно учитывать дату публикации, — говорит Егор Оболенский. — Если, например, у продавца больше 10 отзывов в один день, а товар при этом не самый популярный — скорее всего, это обман, и идёт накрутка. Даже два-три отзыва единовременно — повод насторожиться».
Также нужно обращать внимание на сами тексты отзывов. Сравнивать тексты — это неудобно и требует времени, но иногда просто необходимо. Например, когда покупатель принимает решение о дорогой или просто очень важной покупке либо когда бизнесмен выбирает поставщика для сотрудничества.
Если все отзывы на товар более или менее похожи (короткие, на одну-две строчки) и фото примерно одинаковые, то можно сделать вывод: скорее всего, это писал один человек с разных аккаунтов.
Если на маркетплейсе аккаунт пользователя открыт, то есть можно видеть, на что он оставлял отзывы, то нужно выборочно зайти на несколько аккаунтов, с которых написаны отзывы на приглянувшийся товар, и посмотреть истории покупок этого человека. Если у него все отзывы на товары одного продавца — скорее всего, они фейковые.
Фото в отзывах могут быть ненастоящими или скачанными из интернета, объясняют в компании по продаже ноутбуков Watchme.
⭐️ Совет
Большое число хороших отзывов не обязательно означает большое число довольных клиентов. Отзывы, которые реально помогают покупателям, обычно получают много положительных отметок, они содержательны, в них отмечаются важные качества продукта. Если отзыв неинформативный или к нему много дизлайков, он сам по себе не означает, что товар качественный и клиент доволен.
3. Учитывать рейтинг продавца
Чтобы не купить подделку, стоит обращать внимание на уровень продавца, добавляют в Watchme. Этот уровень устанавливает маркетплейс. Например, на Wildberries золотой, серебряный и бронзовый уровни показывают, как часто покупатели выбирают этого продавца. Чем выше уровень, тем чаще покупают у этого продавца и тем больше шансов, что заказанный товар есть в наличии. Кроме того, на маркетплейсе есть отметка о среднем уровне качества товаров у магазина.
На Ozon можно посмотреть рейтинг товаров каждого конкретного продавца: это суммарный рейтинг всех товаров.
Бывает, что маркетплейсы также показывают процент возвратов у конкретного продавца.
Низкий рейтинг магазина, большой процент возврата товаров — признаки, которые заставляют задуматься и, возможно, поискать нужный продукт в другом магазине.
4. Оценивать фотографии товара
Покупателю важно увидеть товар с разных сторон. Никакие словесные описания и рекламные восхваления не заменят фотографий, по которым можно составить мнение о товаре.
Одним из признаков добросовестного или, наоборот, недобросовестного продавца в Watchme считают количество фотографий в карточке товара. «Единственная фотография не сможет передать цвет, качество, состав и прочие компоненты товара», — считают эксперты.
Добросовестные продавцы знают, что фотографии критически важны для продаж. И поэтому уделяют снимкам большое внимание: стараются, чтобы их было достаточно и покупатель смог составить мнение о товаре.
5. Читать ответы на вопросы о товаре
Часто пользователи задают продавцу вопросы о товаре. Добросовестный продавец внимателен к этим вопросам, отвечает на них понятно и вежливо, не уходит от вопросов про подлинность. Кнопка «Вопросы» есть на странице товара.
Кроме того, ответы на вопросы показывают вовлечённость продавца в товар: считает ли он свой продукт «однодневкой», на которой можно быстро заработать и уйти, или готов вкладывать время и силы в создание имиджа. Если продавец помогает разобраться с вопросом, даёт доброжелательные и сдержанные ответы, это хорошо говорит о его отношении к своей работе и товару.
Конечно, если продавец ошибся только в чём-то одном (например, загрузил один снимок, но на вопросы вежливо отвечает, отзывы не игнорирует), это можно объяснить случайностью и всё равно у него купить. Но в сумме фейковые отзывы, отсутствие сертификации, подозрительно низкие цены, невнятные фотографии, грубые ответы на отзывы, игнорирование вопросов — это признаки недобросовестности продавца.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной