Продолжаем цикл наших статей о несостоявшихся науках. Сегодня расскажем о попытках создания науки о таинственном острове, который, согласно Платону, ушел на дно океана. Кажется, никакая другая легенда не оставила больший след в мировой истории и культуре. Но была ли Атлантида фантазией, или здесь скрывается нечто большее?
Атлантида — это мифический остров-государство, описанное древнегреческим философом Платоном в его «Диалогах». Этот остров якобы находился недалеко от северо-западного побережья Африки, в районе Гибралтарского пролива и был населен потомками Посейдона — атлантами.
Платон написал, что примерно в 9500 году до н. э. мощное и развитое государство атлантов было разрушено в результате страшного землетрясения и наводнения, уничтожившего дворцы, храмы, корабли, верфи и города атлантов.
Считается, что философ описывал выдуманное государство. Его Атлантида противопоставлялась Афинам, а алчные и гордые атланты — мудрым и добродетельным афинянам. По другой версии, миф об Атлантиде мог возникнуть после извержения вулкана Санторин в Средиземном море, предположительно приведшим к упадку минойской цивилизации. В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная воронка, а огромная волна обрушилась на побережье Крита. Это катастрофическое событие привело к серьезным разрушениям и голоду на побережье Средиземного моря.
Во время и после Возрождения теория об Атлантиде снова стала популярной, хотя образ использовался в основном авторами утопий, фантастических романов и эзотерической литературы. Фрэнсис Бэкон, Жюль Верн, Говард Лавкрафт, Артур Конан Дойль, Алексей Толстой, Роберт Шекли, Кир Булычёв и многие другие обращались к этой теме в своём творчестве.
Некоторые публицисты в XX веке всерьез занимались исследованием теорий об Атлантиде и ее поисками. В частности можно назвать американского конгрессмена и писателя Игнатиуса Доннелли (1831-1901), протестантского пастора Юрген Шпанут (1907-1998), американского историка и географа Чарльза Хэпгуда (1904-1982), американского мистика Эдгара Кейси (18877-1945), предсказавшего, что Атлантиду найдут в районе Бермудского треугольника. Большое исследование Атлантиде посвятил известный российский поэт Валерий Брюсов — «Учители учителей». В нем он рассматривал различные подтверждения существования этого острова, начиная от геологических и заканчивая этнографическими. А советский химик Николай Феодосьевич Жиров даже декларировал создание отдельной науки — атлантологии.
Жиров родился в 1903 году и уже в детстве увлекся химией и Атлантидой, пробовал написать роман о ней. Свою жизнь он посвятил химии, получил восемь авторских свидетельств, работал в оборонной сфере, ездил в Германию с секретным заданием. Специалист подвергся там воздействию неизвестного вещества и вернулся в СССР тяжело больным человеком.
После выхода на пенсию он выпустил две книги о геологическом обосновании существования Атлантиды и опубликовал ряд статей. Жиров считал, что атлантология должна сочетать исследования мифологии, палеологии, геологии и биогеографии и определить наконец, насколько верна информация, изложенная в «Диалогах» Платона.
В 1970 году Николай Жиров умер, его архив был изъят и засекречен. А его главное детище — атлантология так и не стала признанной наукой.
Причин несколько:
— по-прежнему не существует ни археологических, ни геологических данных, которые могли бы подтвердить существование этого острова-государства. Между тем, наука основывается на эмпирических доказательствах, которые могут быть проверены и воспроизведены.
— история об Атлантиде изначально появилась в диалогах Платона «Тимей» и «Критий», которые никак не могут рассматриваться в качестве исторического источника. Многие ученые считают Атлантиду аллегорией или мифом, созданным для иллюстрации философских идей.
— все исследования, посвященные Атлантиде, основаны на спекуляциях и интерпретациях. Некоторые теории об Атлантиде пересекаются с псевдонаучными идеями и конспирологией, что делает их научную достоверность равной нулю.
Наконец, большинство ученых сосредоточены на исследовании более доказуемых и актуальных исторических вопросов. Для становления псевдонауки важно предварительное накопление критически большого объема публикаций. Но в случае с атлантологией этого не произошло. Из-за отсутствия прогресса она остается на периферии научных исследований, являясь уделом мистиков, конспирологов, историков-любителей и романтиков.