Публикую материал, отправленный на конкурс лучших практик по наставничеству.
Наставничество может принимать разные формы взаимодействия наставника и наставляемого, каждая из них интересна по-своему. В нашей школе прочно закрепилась модель наставничества «Опытный педагог -- молодой учитель», что не может не радовать, так как новые педагогические кадры это всегда новые идеи, оригинальные проекты.
В 2021 году в МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тепловка» пришла Марьина Юлия Анатольевна, политолог и носитель английского языка. Выбор наставника был очевиден, им стала я, и сейчас, по прошествии трех лет, могу поделиться накопленным опытом.
Скажу сразу, что не все было гладко, были промахи, были недочеты, как в деятельности Наставника, так и в работе Наставляемого, но сейчас мне, вернее, нам хотелось бы остановиться на лучших моментах нашего взаимодействия.
С присущим нам обеим юмором свой отчет мы оформили в виде стихотворения по мотивам всем известного «Дома, который построил Джек». Итак, начинаем!
2021 - 2022уч.г. Новенькая школа в течение всего года принимает гостей, вот и в марте учителя иностранных языков собрались на выездное ММО. Перед молодым, неопытным специалистом была поставлена задача: встретить и удивить гостей. Просмотрев календарь событий, было решено удивить гостей дважды: во-первых, 8класс, классным руководителем которого являлась я, пригласил на урок, посвященный юбилею королевы Елизаветы II, во-вторых, после урока гостей ждали четвероклассники на веселое пасхальное мероприятие Happy Easter! А спустя 40 минут, за традиционным чаем учителя района наперебой расспрашивали Юлию Анатольевну о том, в каком графстве она жила, и, конечно же, хвалили за смелость. Так Юлия Анатольевна вошла в филологическое содружество района и с тех пор является членом жюри различных муниципальных конкурсов, а также школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Тот же год, муниципальная конференция младших школьников «Мое первое открытие». Ученик 4 класса, Куркин Илья, под руководством Юлии Анатольевны пишет работу, посвященную своей бабушке, имеющей немецкое происхождение. Остается добавить, что работа получила почетное III место, I досталось моему ученику, Кокаеву Даниилу.
2022 - 2023уч.г. Юлия Анатольевна едет со мной на Педагогический Дебют в качестве команды поддержки. Скажу сразу, что выступила я неудачно, и, как всегда, промах пошел мне на пользу, он сделал меня сильнее! В том же году Юлия Анатольевна становится руководителем Итоговых проектов учеников 9 и 10 классов. Переводы английских сказок; нужно ли учить язык в наше время, когда есть онлайн-переводчик; особенности обучения иностранному языку, ¾ все они получили оценку «отлично».
2023 - 2024уч.г. Настало время Педагогического Дебюта Юлии Анатольевны. Поражение на этом конкурсе стало той прививкой, которая укрепила наш иммунитет. Не имея за плечами классического педагогического образования, мой наставляемый совершил методические промахи во время конкурсного урока, проанализировав которые, я узнала, что Юлия Анатольевна, имея первое образование архитектурное, до сих пор мыслит как архитектор. Так родилась идея проекта под названием «Архитектура урока». Но Педдебют принес нам много хороших знакомств. Так профсоюзный лидер учителей Саратовской области, Галина Николаевна Попова была очарована умениями Юлии Анатольевны в веб-дизайне, итогом их общения стала работа над выпуском литературно-художественного альманаха «Профсоюзный Пегас».
В том же году мы стали завсегдатаями Хакатонов. Съездив впервые и узнав, что это за «зверь», в следующий раз позвали с собой целую команду молодежи, тем более, что к тому моменту в нашей школе появился филиал, а в нем также оказались молодые учителя.
Вернемся к работе на муниципальном уровне. Я уже упоминала выше, что филологи Новобурасского района дружны: и русаки, и немцы, и англичане обмениваются опытом, участвуют вместе в конкурсах, так, у меня есть опыт билингвального урока по сказке «Царевна-лягушка» и легендам северо-американских индейцев, который мы с коллегой представляли на ММО. Мой наставляемый продолжил эту традицию и как итог – призовое место в конкурсе разработок сценариев урока.
А затем наступил момент, которого ждали со страхом и надеждой. Еще в первый год своей педагогической деятельности Юлия Анатольевна выделила способных к языку учеников. Один из них, отважился сдавать Единый государственный экзамен по английскому языку. Но и это еще не все. Будучи дипломированным политологом, Юлия Анатольевна именно в этом классе вела обществознание. Надо ли говорить, что она сумела блестяще подготовить ученицу сразу к двум экзаменам. И впервые за историю «МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тепловка» наш ученик сдавал ЕГЭ по иностранному. И он с этой задачей справился! 80 баллов ЕГЭ иностранный, 81 балл обществознание!
Но не стоит думать, что Юлия Анатольевна загружена исключительно учебной работой. Так, приближалось время подготовки смотра художественной самодеятельности, и в школе не нашлось руководителя танцевального коллектива. Свою кандидатуру предложила именно она, и из временного стала постоянным руководителем коллектива «Созвездие», а их танец на хит Татьяны Кортунковой «Матушка Земля» стал самым популярным на всех наших праздниках.
В наступившем учебном году у всех нас уже составлены длинные списки дел. Юлия Анатольевна стала участницей проектно-исследовательской лаборатории «Развитие индивидуальных способностей -- залог успешности каждого ребенка», целью которой является создание условий для успешного развития ребенка, с опорой на индивидуальные особенности и собственный накопленный опыт.
Наше сотрудничество продолжается.
Наставничество, по моему мнению, перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника должен не только ретранслировать знания, но и отвечать на вызов времени.
Считаю, что тактичность, интерес к работе, профессионализм наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодых специалистов. Работа над реализацией практик наставничества продолжается, открывая безграничное поле возможностей для их совершенствования. Уверена, что мой Наставляемый совсем скоро сам станет Наставником молодых!