Все фото из открытых источников Интернета
Тот случай, когда ты пишешь роман на коленке, а он становится мировым бестселлером. Драматическая история любви хладнокровного убийцы и маленькой девочки под градом пуль и взрывами гранат в городе наркоманов, продажных полицейских и мафиози. Одна из лучших ролей Гэри Олдмена и великолепный дебют Натали Портман, который открыл ей дорогу в кино. Тогда ей было всего 13 лет.
Во время съемок произошел очень курьезный случай.
Бандит ограбил магазин, и произошло это именно в тот момент, когда по фильму вся полиция города должна была брать штурмом дом по соседству.
Увидев такое количество полицейских перед собой, грабитель сразу сдался.
Тогда он еще не знал, что это были переодетые статисты.
При подборе актрисы на роль Матильды, режиссер Люк Бессон отказал всем, кто был в первой волне. Среди них была и Натали Портман. Ее кандидатуру забраковал еще помощник режиссера, сославшись на то, что она слишком взрослая.
Оставшись и попав на вторую итерацию проб, она получила от Бессона задание: “Представь, что всю твою семью убили, но тебе жаль лишь своего младшего брата“.
Никто не верил, что у девочки выйдет сыграть убедительно, ведь она росла одна в семье, без братьев и сестёр, но Натали тут же заплакала взаправду, притом очень драматично, поэтому её сразу же утвердили.
В моменте, когда Стэнсфилд (Гэри Олдмен) разговаривает с отцом Матильды, актер полностью импровизировал. Актер Майкл Бадалуччо, который играл отца девочки, не знал, что будет делать его оппонент, и просто стоял, ждал.
Олдмен сыграл таким образом, чтобы выбить его из колеи и заставить нервничать.
В итоге у него это получилось, актеру стало действительно очень неприятно и страшно от того, что к его лицу очень сильно приближаются.
Было принято решение оставить именно эту сцену.
Кроме того, рассказ о том, что Стэнсфилд любит Бетховена – также импровизация.
Гэри Олдмен каждый дубль рассказывал новую историю.
Сцена, в которой Гэри Олдмен говорит, а точнее кричит, классическую фразу “Мне нужны все!” (англ. Benny, bring me everyone. EV-ERY-ONE!!), на самом деле должна была быть очень тихой. Но актер решил подшутить над режиссером и договорился с техником по звуку, что тот подкрутит звук в наушниках на максимум.
Потом в одном из дублей, Олдман неожиданно для всех со всех сил закричал фразу “EV-ERY-ONE!!”. Оглушенный, но довольный, Бессон включил именно эту версию в фильм.
Актер Кит А. Гласко, который играл помощника Стэнсфилда, Бэнни, через некоторое время стал пожарным. К сожалению, он позже погиб в здании Всемирного торгового центра при обрушении.
Родители Натали Портман очень сильно переживали по поводу того, что девочке придется курить в течение фильма. Они обязали режиссера заключить с ними контракт, в котором были бы обязательные элементы. Согласно контракту, девочка не могла курить в фильме больше пяти раз, нельзя было снимать, как она делает затяжку, а также она была обязана бросить. В итоге, все это было беспрекословно выполнено.
Ну и конечно, все прекрасно помнят требование Леона, чтобы Матильда бросила курить. Что она и сделала.
Матильда регистрирует себя и Леона в отеле под фамилией МакГаффин.
Сделано это специально, чтобы подчеркнуть знаменитый термин “макгаффин“, который означает факт, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения (как правило, приключенческого жанра). Изначально “Леон” задумывался, как фильм, чтобы удобно скоротать время. К тому моменту Люк Бессон уже начал работу над “Пятым элементом” и из-за графика Брюса Уиллиса не смог продолжить работу.
В течении 30 дней он написал сценарий и, чтобы не распускать творческий коллектив, решил быстренько в течении 90 дней между делом снять фильм “Леон”.
По иронии судьбы многие критики и зрители утверждают, что “Леон” получился гораздо лучше. Идея фильма пришла Бессону еще в момент съемок фильма “Никита”.
Все помнят персонажа по имени “Чистильщик”, которого также играл Жан Рено?
Оригинальный фильм содержал большое количество сцен с неоднозначным влечением сексуального характера Матильды по отношению к Леону.
Для показа в США эти сцены были удалены и позже вошли в “европейскую” версию фильма. Примечательно, что именно фильм с урезанными кадрами Бессон называет “режиссерской” версией. Полную версию он называет “расширенной”.
В частности, в расширенную версию попали кадры с походом в ресторан для обмывания первого «дела», где Матильда напивается шампанским и лезет к Леону целоваться; кадры, где Матильда и Леон спят в одной постели рядом друг с другом; кадры, на которых Матильда предлагает Леону заняться сексом, а он отказывается.
Все интерьеры в фильме сняты в Париже. Все уличные сцены сняты в Нью-Йорке.
В оригинальном сценарии, который писал Бессон, Матильде было 13-14 лет.
Кроме того, по изначальной задумке, все-таки имели место сексуальные отношения. В последствии, сценарий был переписан по многим причинам в сторону более сдержанной версии развития событий. На роль Матильды изначально рассматривалась Лив Тайлер. Но, поскольку, в тот момент ей было 15 лет, было принято решение, что она слишком взрослая. Люк Бессон писал эту роль специально под Жана Рено.
Но если верить фактам, изложенным в специальной DVD версии фильма, на роль Леона также претендовали Киану Ривз и Мел Гибсон. Актриса Майвенн Ле Беско (известна по роли Плавалагуны, “Пятый элемент”), которая также снялась в картине в роли проститутки, в самом начале фильма утверждает, что этот фильм про нее и Люка Бессона. Она сказала, что встретила его, когда ей было одиннадцать лет, а уже в пятнадцать лет она была в него влюблена. К слову, Бессону тогда было 32 года, и позже он обручился с Майвенн. Согласно словам самого Бессона, первично он хотел, чтобы Леона звали Леон Монтана. Леона часто называют “чистильщиком”.
В качестве шутки у него на виду постоянно выставлены различные моющие и чистящие средства. Код, который должна отстучать Матильда – 2-1-2.
Это добавочный телефонный код Манхэттена, в котором происходят события.
В расширенной версии Леон и Матильда используют “трюк с кольцом”.
Человек, который погибает в данной сцене – Люк Бессон.
В первой версии сценария окончание должно было быть более мрачным.
По задумке Леон погибает от пули Стэнсфилда, Матильда возвращается и показывает тот самый “трюк с кольцом”, предварительно показывая, что она опоясана гранатами. Бессон отказался от этой идеи практически сразу, не желая превращать маленькую девочку в неконтролируемого монстра. По словам Жана Рено, он решил изобразить Леона слегка туповатым и эмоционально подавленным.
Таким образом он хотел дать понять зрителям, что его герой не воспользуется уязвимым положением маленькой девочки.
В сцене, когда Матильда стучит в дверь Леона, Натали Портман никак не могла заплакать. Люк Бессон решил вопрос очень просто.
Девочке в глаза закапали мятное масло. Позднее в одном из интервью Натали Портман сказала, что это было настолько больно, что со слезами проблем не возникло.
В этом фильме сыграл одну из своих первых ролей актер Сами Насери, будущая звезда фильма «Такси», к которому Люк Бессон также написал сценарий.
Он сыграл одного из спецназовцев. В одном интервью Портман заявила, что не хочет ни показывать этот фильм своим детям, ни увидеть его ремейк, потому что в сценарии поднимаются абсолютно неприемлемые для нашего времени темы.
Сценарий продолжения «Леона» уже давно существует.
Фильм должен был рассказать о повзрослевшей Матильде, но по ряду причин так и не был запущен в производство, а его сценарий частично использовался для самостоятельной картины под названием «Коломбиана» с Зои Салданой.
Бюджет: 16 000 000 $. Кассовые сборы: 45 284 974 $
Длительность: 2 ч 13 мин. Производство: Франция, США.
Премьера: 18 ноября 1994. Леон Гамон — известный французский изобретатель. Внес непосредственный вклад в развитие кинематографа наряду с братьями Люмьер.
В честь него была названа французская кинокомпания «Gaumont», которая и выпустила данную кинокартину. Марка пистолета, используемого Леоном, носит название Beretta 92. Растение в горшке, которое Леон носит с собой - это аглаонема.
У многих известных режиссеров есть свои постоянные актеры, которых они раз за разом снимают в своих фильмах. У Мартина Скорсезе был Роберт Де Ниро, а сейчас есть Леонардо ДиКаприо. Курт Расселл сыграл главные роли в пять фильмах Джона Карпентера. Кристофер Нолан продолжает регулярно звать Майкла Кейна во все свои новые проекты. У Люка Бессона таким постоянным актером был Жан Рено.
Снявшись в дебютной черно-белой короткометражке Бессона «Предпоследний», Рено затем участвовал во всех без исключения картинах режиссера 80-х – начала 90-х: «Последней битве», «Подземке», «Голубой бездне» и «Никите».
«Леон» стал кульминацией их сотрудничества и по сей день остается, вероятно, самой известной ролью актера, а также последним разом, когда они вместе работали на съемочной площадке. После этого их пути немного разошлись: конечно, Рено снимался в нескольких фильмах, которые продюсировал Бессон, но никогда более не играл в фильмах, где тот выступал в качестве режиссера. Роль Матильды стала дебютом Натали Хершлаг, которая еще только привыкала к псевдониму Портман в кинематографе.
Конечно, у будущей актрисы имелся определенный театральный опыт, но кинематограф был для нее абсолютно неизведанной территорией.
Оригинальная концовка. Изначальный сценарий Леона был еще более мрачным и противоречивым, чем итоговый фильм. Скажем, в нем присутствовала сцена секса между Леоном и Матильдой. Но это еще цветочки по сравнению с тем, как Бессон задумывал закончить фильм. Вот так выглядел финал «Леона» в оригинальном сценарии. ЗАМЕДЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - Появляется Матильда.
На ней большой плащ Леона, в руке пистолет с глушителем.
Ее лицо жестко и неподвижно — мы никогда не видели ее такой.
У входа в здание стоят два копа, которые пораженно смотрят на нее.
Это последнее выражение лица в их жизни. Она заходит в коридор.
В его конце Стэнсфилд смеется вместе со своими коллегами.
Матильда идет, пока не видит белую простыню на полу.
Она приседает и приподнимает один конец. Кровь Леона повсюду, но выражение его лица милое и расслабленное. Матильда гладит его по щеке.
Кто-то стучит по спине Стэнсфилда. Группа оборачивается и видит маленькую девочку, сидящую возле трупа. Матильда целует Леона и встает.
Ее пистолет остается лежать на полу. Она смотрит на Стэнсфилда, прямо в его глаза и широко улыбается. Стэнсфилд не понимает, что происходит.
Матильда достает свою руку из кармана и кидает ему что-то.
Стэнсфилд ловит предмет. Это металлическое кольцо.
Стэнсфилд всё меньше и меньше понимает, что сейчас происходит.
Матильда распахивает свой плащ: внутри находится связка из дюжины гранат.
У одной недостает кольца. СТЭНСФИЛД ПОНИМАЕТ ВСЁ.
МОЩНЫЙ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ, АБСОЛЮТНЫЙ ВЗРЫВ.
Ударная волна опрокидывает всех стоящих на улице.
Всё еще в замедленной съемке тысячи обломков падают на землю.
Дождь кажется еще более печальным чем обычно.
Остается лишь порадоваться тому, что позже Бессон решил изменить финал.
«Леон» — это, конечно, грустная история, но такая концовка была бы слишком кровожадной, и сместила бы акценты — ведь в первую очередь, это всё же фильм о взаимоотношениях и любви двух главных героев, а не о мести.