1 часть
Слово “карандаш” имеет тюркские корни и переводится как “чёрный камень” или “чёрный сланец”. История изобретения графитовых карандашей начинается с 16 века, когда английские пастухи неподалёку от своей деревни обнаружили странную чёрную негорючую массу. Графит - кристаллическое вещество, он жирный на ощупь, имеет металлический блеск и слоистую структуру. Помимо этого, графит является хорошим проводником тепла и электрического тока.
Первый документ, где упоминается уже деревянный карандаш, датирован 1683 г. Наиболее широкое распространение графитный карандаш получил в Германии. После непродолжительных опытов по составлению оптимального состава для карандаша, в Нюрнберге открылась первая фабрика по производству стержней для письма. Постепенно для этих стержней была создана оправа из дерева, так как сами по себе стержни легко ломались и пачкали руки пишущего. После этого деревянные карандаши распространились по всей Европе.
Спустя определённое количество времени появился механический карандаш. Американский учёный Алонсо Таунсенд Кросс заметил, что большая часть материала, который составляет графитный карандаш, при его заточке уходит в отходы. Поэтому в 1869 году учёный создал металлический карандаш. Стержень из графита помещался в металлическую трубку и при необходимости выдвигался на нужную длину.
В России производство графитовых карандашей началось Михаилов Ломоносовым. Учёный заметил массу преимуществ в этом материале: карандаш не течёт, легко удаляется резинкой, не является токсичным, им можно писать сверху вниз, в отличии от гусиного пера.
В XIV веке для создания портретов и набросков обнажённой натуры художники стали использовать чёрный глинистый сланец. Они сами изготавливали стержень. Во Франции был придуман свой материал, подобный карандашу - “парижский карандаш” или “соус”. Его изготавливали из белой глины и сажи. Такие карандаши были мягче обычных, а также они меньше царапали бумагу, при этом оставляя такой же чёткий след.
Пример работы графитным карандашом - набросок Е.П. Чемесова «Портрет Екатерины II в трауре» (1762 г.)
Также в Третьяковской галерее хранятся большое количество рисунков, выполненных карандашом. Художник А.П. Лосенко часто использовал в своих работах свинцовые карандаши. В его этюде к картине «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 г.) очень интересно проявляются свойства этого материала - блестящий и при этом тонкий, чуть вдавленный след на бумаге.
Карандашный рисунок получил наиболее широкое распространение среди других видов искусства в первой половине XIX столетия. На смену свинцовым и серебряным карандаш пришёл “итальянский” карандаш. Он обладал особой мягкости и бархатистостью. Также с его помощью можно было более свободно изменять толщину штриха и создавать практически живописные эффекты освещения. Особенно ярко это проявилось в графическом портрете.
«Итальянский» карандаш часто использовал О.А. Кипренский. На каждом созданном им портрете видна живая линия и штрих, а также детально проработанное лицо. На рисунке «Портрет мальчика» (1812 г.) помимо карандаша использовалась сангина и пастель. Остальные же портреты созданы исключительно карандашом.
Настоящая эпоха расцвета карандашного портрета началась в 1820-30-х годах. Графитный карандаш использовало большое количество художников, начиная от Л.К. Маковского, заканчивая М.А. Врубелем.
Особенно примечательной была графика Карла Павловича Брюллова. К примеру, его рисунок «Женская голова» (1843 – 1847 г.) При взгляде на него стирается грань между подготовительным наброском к картине и портретным образом.
Большое разнообразие графических материалов и возможность изменения характера карандашного рисунка позволяет уловить ход мыслей художника. Карл Павлович писал, что “чтобы карандаш бегал по воле мысли: «мысль перевернётся, и карандаш должен перевернуться».
Позднее карандашный рисунок стал играть важную роль в системе образования Императорской Академии художеств. Часто многие работы студентов Академии являются не только учебным заданием, но выходят за его пределы и демонстрируют высокое профессиональное мастерство.
Во второй половине XIX века главную роль в рисунке стал играть снова графитный карандаш. Он отражал эстетические идеалы эпохи реализма. Рисунки, выполненные художниками этого времени, являлись больше подготовительным материалом для будущих больших работ. Это наброски и этюды с натуры, зарисовки, изображающие быт или окружающий мир, которые потом часто становились неким фундаментом для разработки больших полотен. В самой манере рисования таких набросков можно отметить особенную эскизность и живую линию. Среди художников, которые использовали графитный карандаш для этой цели, были: В.Е. Маковский, В.И. Суриков, В.В. Пукирев, В.Н. Перов, И.Е. Репин и другие.
Стиль изображения графических портретов также изменился - он лишился так называемой репрезентативности. В большинстве своём, теперь модель изображалась сидящей за своими привычными делами в присущей ей обстановке. Человек на рисунке уже не смотрел на зрителя.
Постепенно из этого появился бытовой жанр, который получил широкое развитие в это время. Заметные отличия от рисунков прошлых лет можно заметить, если изучить поздние рисунки П.А. Федотова и рисунки В.Г. Перова, который являлся представителем нового поколения. Черты романтической эпохи, поэтичность и изящество ещё видны на листах Федотова. Карандашный рисунок выполнен тонкой спокойной линией, также большое внимание уделено деталям. Но в позднем рисунке П.А. Федотова «Муж-вор» (1851 г.) бытовой сюжет всё же больше превалирует над красотой изображения.
Продолжение в следующей статье.
____________________________________
Автор статьи - Аксёнова Анна
Ещё больше интересного контента и статей в моей группе ВКонтакте - https://vk.com/hexeanka