В 2024-м учебный год начался не только для школьников и студентов. Проверка знаний, как выяснилось, ждёт и пенсионеров России. Процесс уже начался. Так, с конца августа власти Уральского федерального округа запустили особый проект, направленный на повышение финансовой грамотности пожилых людей.
В чём суть
Речь о своего рода бесплатных курсах, в рамках которых пенсионеры больше узнают о том, как устроена экономика, как не потерять накопления, как грамотнее распоряжаться финансами и так далее. Программа охватит ряд регионов России.
Кроме того, отдельная миссия – повысить информированность пожилых людей о методах деятельности мошенников, объяснить пенсионерам, как распознать злоумышленника в самом начале разговора и как вести себя в подобных ситуациях.
Проект сегодня имеют особую актуальность, поскольку число случаев телефонного и не только телефонного мошенничества в России стремительно растёт. И, конечно, основные мишени для злоумышленников – прежде всего пожилые люди.
Резюмируя, инициаторы программы в целом так формулируют, что именно узнают и приобретут пенсионеры в рамках бесплатных курсов:
• Навыки распознавания мошенничества. Пенсионерам будут объяснены основные типы обмана, что поможет им быстрее их идентифицировать.
• Советы по реагированию в подозрительных ситуациях. Пожилые граждане получат рекомендации о том, как правильно вести себя при настойчивом вмешательстве незнакомцев и как избегать потенциально опасных моментов.
• Улучшение финансовой грамотности. В ходе встреч акцент будет сделан на повышении финансовых знаний пожилых людей, чтобы они смогли более эффективно сберегать свои накопления и защищать личные данные.
Новые виды мошенничества
Программа повышения финансовой грамотности пенсионеров, действительно, очень важна, поскольку видов мошенничества с каждым годом становится всё больше и больше. Расскажем о трёх нередких в последнее время уловках.
Мошенники звонят пожилым людям и представляются сотрудниками СФР. Заявляют, что у пенсионера был обнаружен неучтённый стаж и предлагают оформить заявление на увеличение пенсии. Для этого просят назвать код из СМС. После этого они получают доступ к мобильному банку пожилого человека или к аккаунту на портале "Госуслуги". И оформляют на имя пенсионера микрозаймы или кредиты. В Соцфонде напомнили, что их настоящие сотрудники никогда не звонят с просьбой продиктовать код из СМС.
Вторая схема обмана: мошенники рассказывают по телефону о ложной акции, согласно которой якобы предоставляется скидка на оплату ЖКУ. Далее процесс предполагает действия из первой схемы.
Третьим популярным вариантом мошенничества является убеждение пенсионера в необходимости срочно "продлить" полис ОМС. Преступники просят установить приложение якобы Минздрава, которое на самом деле является вредоносной программой. Благодаря этому злоумышленники получают доступ к телефону и могут украсть персональные данные, а также получить доступ к "Госуслугам".