Найти тему

Полвека «Бульдозерной выставки» (в 50 иллюстрациях)

Сентябрь 1974. Выставка в Измайлове, последовавшая сразу за Бульдозерной

Полвека назад, 15 сентября 1974 года, в Москве у метро «Беляево» состоялась знаменитая «Бульдозерная выставка» так называемых художников-«нонконформистов». Такое название она получила, потому что московские власти попытались помешать её проведению с помощью бульдозера и другой автотехники. Встречается мнение, что это событие открыло полосу преследований художников-«нонконформистов». На самом деле всё обстоит совершенно наоборот: выставка не открыла, а скорее закрыла эту полосу, начатую ещё Никитой Хрущёвым его знаменитым посещением Манежа в 1962 году.
Свернуть )

В эпоху т.н. «оттепели» власти активно вмешивались в искусство и художественную политику, пытались (особенно в лице Никиты Хрущёва) проводить свой курс. Но это не имело большого успеха. Леонид Брежнев позднее признавался, что со стыдом вспоминает знаменитые встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией. Особенно ему неприятно запомнились грубости, прозвучавшие в отношении поэтессы-коммунистки Маргариты Алигер. Которой пришлось тогда выслушивать крики советского премьера в свой адрес:
— Вы — отрыжка капиталистического Запада!..
Излюбленной мишенью критики в прессе были художники-абстракционисты. Кстати, это зачастую вызывало непонимание и даже протесты коммунистов на Западе. Недавно я приводил слова Генсека чилийской компартии Луиса Корвалана: «Однажды мы даже публично заявили о нашем расхождении. Это когда Хрущёв говорил о социалистическом реализме в литературе. Или в другом случае, когда Хрущёв посетил выставку художников-абстракционистов и сказал: «Что это за мазня!». А мы всегда были сторонниками свободного творчества...»
После 1964 года власти стали постепенно уходить из сферы кино, литературы и искусства, принимая в этой области новое правило: «Пишите, рисуйте, играйте что хотите, только не становитесь в оппозицию слишком открыто». Правильно это было или неправильно — тут можно судить по-разному — но таково было веяние времени. И в 1974-м «нонконформисты» поймали и оседлали последнюю волну ещё не утихшей борьбы с «абстракцией». Именно на это они и рассчитывали. Как позднее говорил один из устроителей выставки Оскар Рабин: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно».

Организаторы выставки разослали такие приглашения:

-2

Что ж, последуем приглашению и посмотрим, что к тому моменту создавали перечисленные художники.

Оскар Рабин (1928—2018). Покосившиеся домишки, водочные бутылки, мусор, транспаранты с громкими лозунгами, обрывки советских газет с заголовками... вот типичные образы его произведений.

-3

Оскар Рабин. Натюрморт с бутылкой. 1963

-4

Оскар Рабин. Футболисты. 1956

Это написано уже в Париже, после эмиграции и лишения в 1978 году советского гражданства:

-5

Оскар Рабин. Парижский натюрморт. 1980

-6

Оскар Рабин (1928—2018)

Наиболее, пожалуй, яркие и «концептуальные» из устроителей Бульдозерной выставки —
Виталий Комар (1943 г.р.) и Александр Меламид (1945 г.р.). Их дуэт «Комар и Меламид» считается основателем целого направления в искусстве под названием «соц-арт»! На Западе было постмодернистское направление в искусстве — поп-арт, которое черпало популярные образы из массовой культуры: Микки-Маус, Мэрилин Монро, председатель Мао Цзэдун... А Комар и Меламид решили брать образы из советского искусства, соцреализма, но снижали их до пародии и абсурда. Виталий Комар рассказывал: «Мы обсуждали, как назвать. Сов-арт — советское искусство или ком-арт – коммунистическое искусство. Алик сразу сказал: “Комарт — это слишком похоже на твою фамилию”. В общем, мы остановились на соц-арте». Художники также написали «Манифест соц-арта» и размножили его.

-7

Комар и Меламид. Лайка. 1972

Лайка была почитавшейся в СССР героической собакой, которая в 1957 году первой оказалась на орбите в космосе и погибла во время полёта.

Здесь они высмеивали советский лозунг дружбы людей разных рас — «белых, жёлтых, чёрных». У них дружат, как мы видим, красные, синие и зелёные.

-8

Комар и Меламид. Дружба народов. 1974

Здесь художники изобразили самих себя в стиле изображений Ленина и Сталина на мозаиках.

-9

Комар и Меламид. Двойной автопортрет. 1972

А тут в таком же парадно-помпезном и оттого нелепом ключе преподнесли встречу на подмосковной даче двух Нобелевских лауреатов по литературе — Александра Солженицына и Генриха Бёлля.

-10

Комар и Меламид. Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича. 1972

-11

Комар и Меламид. Цитата. 1972

-12

Комар и Меламид. Раскольников убивает старушку. Конец 1960-х

Перформанс художников 1974-го, года Бульдозерной выставки — назывался «Котлеты «Правда». Художники прокручивали через мясорубку фарш из главной советской газеты и делали из этого фарша биточки или котлеты, чтобы «вкушать духовную пищу».

-13
-14

А это более поздние произведения дуэта, созданные уже после их эмиграции в Америку в 1977-м.

-15

Комар и Меламид. Происхождение социалистического реализма. 1982−1983

-16

Комар и Меламид. Двойной автопортрет в образе пионеров, 1982

-17

Виталий Комар и Александр Меламид со своей картиной «Выбор русского народа. Любимая картина». 1994

Следующий участник Бульдозерной выставки —
Владимир Немухин (1925—2016). Один из сквозных и постоянных мотивов его творчества — карточная колода, символизирующая игру.

-18

Владимир Немухин. Карты. 1964

-19

Владимир Немухин. Король пик. 1965

-20

Владимир Немухин. Три карты с шестёркой пик. 1964

-21

Владимир Немухин. Цирк. 1959

-22

Владимир Немухин. Трава и камни. 1964

-23

Владимир Немухин. Композиция (черное, красное, белое №1). 1962

-24

Владимир Немухин. Композиция (черное, красное, белое №2). 1962/1967

-25

Владимир Немухин (1925—2016). Москва, 1976. Фото Владимира Сычёва

Идём дальше по тексту приглашения на выставку...

Борух (Борис) Штейнберг (1938—2003). В конце 1960-х приступил к созданию объёмных «металлических» картин с применением листового металла либо фанеры.

-26

Борух Штейнберг. Бегущий человек. 1969

-27

Борух Штейнберг. Композиция со стрелой. 1968

-28

Борух Штейнберг. Композиция. 1969

-29

Борух Штейнберг (1938—2003). Москва, 1972. Фото Владимира Сычёва

Дальше...
Лидия Мастеркова (1927—2008). Эмигрировала во Францию через год после Бульдозерной выставки.

-30

Лидия Мастеркова. Композиция. 1962

-31

Лидия Мастеркова. Абстракция. 1960-е

-32

Лидия Мастеркова. Композиция (№41). 1959

-33

Лидия Мастеркова. Композиция. 1967

-34

Лидия Мастеркова (1927—2008). Фото Анатолия Брусиловского

Ещё...
Евгений Рухин (1943—1976). Увлекался русской иконописью.

-35

Евгений Рухин. Без названия. 1975

-36

Евгений Рухин. Композиция. 1972

-37

Евгений Рухин (1943—1976) на выставке в Измайлове, сентябрь 1974. Фото Владимира Сычёва

Это неполный обзор всех участников Бульдозерной выставки, но дающий некоторое представление об их творчестве.

Что же было дальше?
Московские власти решили по своей инициативе разгромить выставку под предлогом того, что в этот день на пустыре, где она проводилась, якобы проходит «субботник по озеленению». Прибыл грузовик с саженцами деревьев, появилась тяжёлая уборочная техника, поливомоечные машины.
Виталий Комар: «Собралась изрядная толпа и художников, и зрителей, но ощущение было уже тревожным. Стояли бульдозеры, стояли грузовики с торчащими из кузова саженцами, а всем собравшимся было объявлено какими-то людьми в штатском, что на условленном месте именно в этот день и час запланирована посадка деревьев. Тут же, конечно, стали раздаваться шутки о двусмысленности слова "посадка"».
Затем художников и зрителей разогнали техникой и струями воды из поливомоек, принесённые картины поломали или отобрали.

-38

15 сентября 1974. Бульдозерная выставка

-39
-40
-41

Художник Оскар Рабин, из книги «Три жизни»: «Бульдозерист, не снижая скорости, вёл машину. Тогда я уцепился за верхний край ножа и стал быстро перебирать согнутыми в коленях ногами по собранной бульдозером земле, чтобы меня не затянуло под нож. Тут мой сын и его друг Гена Вечняк бросились ко мне и тоже схватились за нож бульдозера. Дружинники подскочили и отшвырнули их в сторону. На секунду все оцепенели, потом к водителю подскочил человек в штатском и приказал ему остановиться. Однако тот то ли выпил, то ли был слишком возбуждён, во всяком случае, он перепутал и, наоборот, нажал на акселератор. Бульдозер взревел и двинулся вперед, загребая землю и сгребая всё в свое нутро. Я не знаю, чем бы всё это кончилось, если бы один из американских корреспондентов, человек полный и обычно довольно флегматичный вдруг не рванулся к шофёру и не выключил зажигание».
Художник Валентин Воробьёв: «Барахтаясь в гнусной луже, я видел одним глазом, как роскошная картина Мастерковой полетела в кузов самосвала, где её тотчас же затоптали, как охапку навоза. Большую фанеру Комара и Меламида с изображением собаки Лайки и Солженицына неприятель разломал на дрова и подло бросил в костёр».
Пятерых участников выставки судили за «мелкое хулиганство»: они обвинялись в том, что ломали саженцы, ругались матом и мешали проведению субботника.
Оскар Рабин: «— Товарищ судья, — ответил я с превеликим смирением. — Судите меня по чести, по совести и по закону. Я вам доверяю.
Наступило неловкое молчание. Несколько личностей, которые сидели на стульях вдоль стен, да и сама судья отлично понимали, что я валяю ваньку, однако, возразить ничего не могли. Судья тяжело вздохнула и с сожалением сказала, что я заслуживаю если не трёх лет, то уж, во всяком случае, не меньше пятнадцати суток. После чего она приговорила меня к штрафу в двадцать рублей. Я заявил, что не признаю ни штрафа, ни приговора, в котором меня обвиняют в хулиганстве, хотя, наоборот, я сам являюсь жертвой хулиганства — и отказался платить штраф. Меня, тем не менее, выпустили. Я так никогда и не заплатил этого штрафа».

-42

Участники Бульдозерной выставки

Для высшего руководства страны происшедшее стало неприятным сюрпризом. Юрий Андропов, отдыхавший в Кисловодске, по утверждению О. Семёновой, был вне себя от негодования:
«— Какой идиот, какой кретин пошёл на этот вандализм?! — взорвался Юрий Владимирович.
— Указание члена Политбюро ЦК товарища Гришина, — кашлянув в трубку, ответил смущённый дежурный...»
Помощник Брежнева Андрей Александров-Агентов в записке характеризовал действия столичных властей как «глупость и дилетантство»:
«Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила «абстракционистов» международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьям о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, всё решилось бы само собой. В результате же привлечения милиции, использования бульдозеров и брандспойтов Моссовет настроил против СССР не только «буржуазную» печать, но и западные коммунистические партии».

О «бульдозерной выставке» западная печать раструбила по всему миру. О том, что всего через две недели, 29 сентября, тем же художникам разрешили провести легальную выставку в Измайловском парке, узнало гораздо меньше народу... Новая выставка представила уже не 20, а 40 художников, длилась четыре часа и привлекла тысячи зрителей.

-43

На этих фотографиях — «Первая бесцензурная художественная выставка» в Измайлово, состоявшаяся через 2 недели после знаменитой «Бульдозерной». 29 сентября 1974 года

-44
-45
-46
-47

Ниже — фотографии Владимира Сычёва с выставки в Измайлове.

-48
-49
-50
-51
-52

А это кто? Ба! — знакомые всё лица! Это Эдуард Лимонов (1943—2020) пришёл на выставку в Измайлове.

-53

Фото Владимира Сычёва

Изъятые 15 сентября картины по личному указанию Генсека с извинениями вернули художникам. Легальные выставки «нонконформистов» в СССР продолжались и позднее — но о них знали уже немногие...
Анатолий Черняев вспоминал об этой истории: «Картины вернули художникам через какую-то «неизвестную женщину». Кто-то извинился перед ними... После этого я не помню, чтобы кого-либо запрещали или разгоняли. На Малой Грузинской даже позволили быть «перманентным» показам «двадцати модернистов». Я там бывал и удивлялся «свободе творчества».

В 1981 году Леонид Ильич посетил художественную выставку в музее имени Пушкина, спокойно осмотрел и творения классиков абстракции (например, Василия Кандинского). Абстрактное искусство получило окончательное благословение «сверху»...

-54

Л.И. Брежнев осматривает выставку с произведениями, в том числе, Матисса

-55

Анри Матисс. Танец. 1910

Как-то очень легко представляется, какие бы выражения употребил Никита Сергеевич Хрущёв при виде такой картины... :)

Ну, а советская власть от участников «бульдозерной выставки» и последующих вернисажей получила, разумеется, только смачные анафемы. Вот примерно такие:

-56

Виталий Комар. Эскиз к проекту памятника Бульдозерной выставки

Но чего ещё можно было ожидать?..

А в заключение этой истории — анекдот сравнительно недавних лет по поводу бульдозерной выставки-1974:
«Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...
Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет: «Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчувственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»

-57

Так увидел Бульдозерную выставку 1974 года постсоветский художник Сергей Лемехов (1949—2016). Карикатура, надо признать, довольно выразительна, но совсем не точна

Появился телеграмм-канал

Александр Майсурян. Исторические хроники

Подписывайтесь В ТЕЛЕГРАМЕ пока НЕТ ЦЕНЗУРЫ!