Найти тему

Почему подростки не хотят учиться, выгорание и стресс. Давайте разбираться…

Оглавление

Подростки нередко проявляют нежелание выполнять домашние задания, отвлекаясь на множество других занятий. Специалист объяснил причины такого поведения и предложил возможные решения.

Когда школьник не желает заниматься домашкой, родители зачастую склонны считать этого ребенка безответственным или ленивым. Тем не менее, существует вероятность, что он испытывает эмоциональное выгорание и ему сложно справляться с учебной нагрузкой.

Выгорание возникает из-за продолжительного стресса, сопровождаемого нехваткой полноценного отдыха. Когда невозможно избавиться от хронического беспокойства, и причины волнений продолжают существовать, психические и физические ресурсы человека истощаются.

В ситуации выгорания привычные методы восстановления энергии могут оказаться неэффективными. В такой момент необходима дополнительная поддержка, чтобы помочь справиться с состоянием и восстановить силы.

Как ощутить выгорание

Существует множество типов выгорания, но большинство из них имеют ряд общих характеристик:

эмоциональное истощение;

физическая усталость;

потеря интереса;

обесценивание своей деятельности и окружающих;

ощущение несоответствия ожиданиям и требованиям.

Хотя часто думается, что выгоранию подвержены только взрослые, подростки тоже могут испытывать его симптомы. Важно помнить, что для ребенка учеба является аналогом работы для взрослого человека.

Выгорание у школьников - почему?

Для школьника учеба является важнейшей частью его жизни. Поэтому первым признаком выгорания становится угасание интереса к обучению. Это состояние может возникнуть из-за чрезмерного давления, нехватки поддержки и конструктивной критики, а также из-за конфликтов с родителями или сверстниками. В результате ребенок начинает откладывать домашние задания, дистанцируется от учителей и одноклассников, испытывает трудности с пробуждением и медленно собирается в школу.

Выгорание или депрессия?

Депрессия представляет собой психическое расстройство, которое характеризуется чувством подавленности, угнетенности, тоски и страха. Это заболевание влияет на все аспекты жизни индивида, в то время как профессиональное выгорание связано с определенной, устойчивой деятельностью.

Для преодоления синдрома выгорания часто помогает изменение окружения и рода деятельности, тогда как при депрессии негативное эмоциональное состояние может сохраняться даже в свободное от учебы время.

Что повысит риск выгорания?

Некоторые обстоятельства могут увеличить вероятность возникновения апатии. К ним относятся:

негативная атмосфера в учебном заведении. Ребенок может испытывать конфликты в школе и трудности в общении с педагогами и сверстниками;

недостаток поддержки. Взрослые или друзья не оказывают необходимой поддержки, игнорируя проблемы ребенка или занижая их значимость;

излишний перфекционизм. Учащийся стремится к безупречному результату и высокой успеваемости, даже когда чувствует переутомление;

отсутствие четких образовательных целей. Взрослые, настаивая на учебе и хороших оценках, не разъясняют, зачем это необходимо;

нехватка обратной связи. Учителя и родители не помогают анализировать ошибки и не отмечают успехи.

Как помочь школьникам?

Чтобы избежать выгорания у ребенка, важно проявлять поддержку и уделять ему внимание. Родители и учителя должны отмечать достижения школьника и оказывать помощь, когда возникают трудности.

Также взрослым необходимо объяснять значимость соблюдения баланса между учебной деятельностью и другими аспектами жизни. Детям и подросткам нужны перерывы, и они должны уметь правильно планировать свое время, чтобы у них была возможность отдохнуть и отвлечься.

Кроме того, школьникам следует разъяснить, что испытывать усталость и временно терять интерес к учебе — вполне нормально, и взрослые всегда готовы предложить свою помощь.

Если школьник столкнулся с выгоранием, стоит предпринять следующие шаги:

уменьшить нагрузку. Родителям следует проконсультироваться с преподавателями о возможности временного освобождения ребенка от некоторых уроков или заданий;

организовать время. Важно вместе с ребенком проанализировать, сколько времени уходит на учебу, отдых и увлечения. При необходимости расписание можно подкорректировать;

изменить направление в обучении. Если предыдущие меры не приносят результата, родителям имеет смысл узнать у ребенка, какие предметы ему интересны, и временно сконцентрироваться на них;

обратиться за профессиональной помощью. Если симптомы выгорания продолжают проявляться, следует обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту.

Марина
https://www.9111.ru/questions/77777777724164192/