Подростки нередко проявляют нежелание выполнять домашние задания, отвлекаясь на множество других занятий. Специалист объяснил причины такого поведения и предложил возможные решения.
Когда школьник не желает заниматься домашкой, родители зачастую склонны считать этого ребенка безответственным или ленивым. Тем не менее, существует вероятность, что он испытывает эмоциональное выгорание и ему сложно справляться с учебной нагрузкой.
Выгорание возникает из-за продолжительного стресса, сопровождаемого нехваткой полноценного отдыха. Когда невозможно избавиться от хронического беспокойства, и причины волнений продолжают существовать, психические и физические ресурсы человека истощаются.
В ситуации выгорания привычные методы восстановления энергии могут оказаться неэффективными. В такой момент необходима дополнительная поддержка, чтобы помочь справиться с состоянием и восстановить силы.
Как ощутить выгорание
Существует множество типов выгорания, но большинство из них имеют ряд общих характеристик:
эмоциональное истощение;
физическая усталость;
потеря интереса;
обесценивание своей деятельности и окружающих;
ощущение несоответствия ожиданиям и требованиям.
Хотя часто думается, что выгоранию подвержены только взрослые, подростки тоже могут испытывать его симптомы. Важно помнить, что для ребенка учеба является аналогом работы для взрослого человека.
Выгорание у школьников - почему?
Для школьника учеба является важнейшей частью его жизни. Поэтому первым признаком выгорания становится угасание интереса к обучению. Это состояние может возникнуть из-за чрезмерного давления, нехватки поддержки и конструктивной критики, а также из-за конфликтов с родителями или сверстниками. В результате ребенок начинает откладывать домашние задания, дистанцируется от учителей и одноклассников, испытывает трудности с пробуждением и медленно собирается в школу.
Выгорание или депрессия?
Депрессия представляет собой психическое расстройство, которое характеризуется чувством подавленности, угнетенности, тоски и страха. Это заболевание влияет на все аспекты жизни индивида, в то время как профессиональное выгорание связано с определенной, устойчивой деятельностью.
Для преодоления синдрома выгорания часто помогает изменение окружения и рода деятельности, тогда как при депрессии негативное эмоциональное состояние может сохраняться даже в свободное от учебы время.
Что повысит риск выгорания?
Некоторые обстоятельства могут увеличить вероятность возникновения апатии. К ним относятся:
негативная атмосфера в учебном заведении. Ребенок может испытывать конфликты в школе и трудности в общении с педагогами и сверстниками;
недостаток поддержки. Взрослые или друзья не оказывают необходимой поддержки, игнорируя проблемы ребенка или занижая их значимость;
излишний перфекционизм. Учащийся стремится к безупречному результату и высокой успеваемости, даже когда чувствует переутомление;
отсутствие четких образовательных целей. Взрослые, настаивая на учебе и хороших оценках, не разъясняют, зачем это необходимо;
нехватка обратной связи. Учителя и родители не помогают анализировать ошибки и не отмечают успехи.
Как помочь школьникам?
Чтобы избежать выгорания у ребенка, важно проявлять поддержку и уделять ему внимание. Родители и учителя должны отмечать достижения школьника и оказывать помощь, когда возникают трудности.
Также взрослым необходимо объяснять значимость соблюдения баланса между учебной деятельностью и другими аспектами жизни. Детям и подросткам нужны перерывы, и они должны уметь правильно планировать свое время, чтобы у них была возможность отдохнуть и отвлечься.
Кроме того, школьникам следует разъяснить, что испытывать усталость и временно терять интерес к учебе — вполне нормально, и взрослые всегда готовы предложить свою помощь.
Если школьник столкнулся с выгоранием, стоит предпринять следующие шаги:
уменьшить нагрузку. Родителям следует проконсультироваться с преподавателями о возможности временного освобождения ребенка от некоторых уроков или заданий;
организовать время. Важно вместе с ребенком проанализировать, сколько времени уходит на учебу, отдых и увлечения. При необходимости расписание можно подкорректировать;
изменить направление в обучении. Если предыдущие меры не приносят результата, родителям имеет смысл узнать у ребенка, какие предметы ему интересны, и временно сконцентрироваться на них;
обратиться за профессиональной помощью. Если симптомы выгорания продолжают проявляться, следует обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту.
Марина https://www.9111.ru/questions/77777777724164192/