Найти тему
Герои и битвы

Егерей изрубили кинжалами: как линейные казаки спасли донских

Линейный казак.
Линейный казак.

1849 г. Русская армия отправилась подавлять восстание в Венгрии. Среди военной элиты находился великий князь Константин Николаевич (сын императора Николая I). Константин оказался свидетелем многих героических событий Венгерского похода. Одно из них произошло в самом начале похода как только войска вошли в венгрию.

"Фельдмаршалу хотелось видеть, что по ту сторону, и он поднимался все выше и выше. Казацкие аванпосты остались далеко сзади, между нами и неприятелем не было никого, с нами было 50 казаков. Мы наткнулись на 2 русинов, которые провели нас на самую высокую гору. Оттуда видна была дорога на большое расстояние, и видали самый лагерь неприятельского авангарда, который левым флангом примыкал к дороге. В подзорные трубы можно было очень хорошо его различить. Из лагеря выходили довольно сильные разъезды и около роты пехоты. У нас в одной из деревень был разъезд 15 донских казаков. С ними завязалась драка, прямо под нашими ногами, но из-за леса мы ее не видали. Неприятеля было в трое или в четверо больше. Не смотря на то донцы упорно дрались, ходили несколько раз в атаку. Но число одолело. У них застрелили урядника, одного казака почти до смерти изрубили (Он еще жив) и двух ранили. Им становилось плохо, их гнали.

Венгерский пеший егерь крайний слева. 1848 г.
Венгерский пеший егерь крайний слева. 1848 г.

У неприятеля было около 40 конных и около 50 регулярных егерей. В это время 16 человек линейных казаков из конвоя фельдмаршала от нас спустились по ужасной крути и ударили венгерцам неожиданно прямо во фланг. Это так их ошеломило, что конница ускакала, а пехота залегла в деревне. Наши 16 линейцев стремглав бросились на эти 50 человек пехоты, выжили из одной деревни, выжили и из другой и прогнали их в лагерь, причем изрубили и искололи кинжалами на месте 9 человек, изранили 10 или 12 и воротились не потерявши ни одного ни раненого, ни убитого, ведя с собой пленного егеря, жестоко раненного в лицо кинжалом ... Этот неприятель не был такой тщедушный, как пленные Хрулева. Это были егери, дюжий, огромный народ, настоящие разбойники ...
Сегодня, говорят,
неприятель оставил лагерь, видно, вчерашняя резня их порядком напугала (из письма Константина Николаевича Николаю I - 8 июня 1849 года)