Как связаны не очень благополучный район Москвы и небольшая повесть А.К. Дойла?
Ответ на этот вопрос – фильм «Хитровка. Знак четырёх» российского режиссёра Карена Шахназарова, выход которого на киноэкраны состоялся 18 мая 2023 года.
Киностудия «Мосфильм» выпустила фильм-эксперимент, объединивший две совершенно разные книги: «Знак четырёх» (1890 г.) Артура Конана Дойла и «Москва и москвичи» (1926 г.) Владимира Алексеевича Гиляровского. События, происходившие в Лондоне в конце XIX века, проецируются на знаменитую московскую Хитровку.
Соединение двух очень непохожих произведений, да ещё и выстраивание событий вокруг реальных исторических личностей, включая самого Антона Павловича Чехова (И. Колесников) – это, как минимум, заслуживает внимания любопытного зрителя!
В фильме есть все слагаемые экранного успеха: удачный актёрский состав; тайна, которую с риском для жизни разгадывают главные герои; намёк на любовную историю; неожиданные повороты сюжета; узнаваемые знаменитости начала XX века; красивая работа операторов, костюмеров, декораторов.
Кинокритики фильм Шахназарова охарактеризовали как «постмодернистскую фантазию года». Рецензенты отметили удачное переплетение литературной основы с оригинальным историчееским контекстом. На сетевых же просторах мне особенно понравились комментарии, которые, если цитировать по памяти, звучат примерно так: «Вот он, настоящий Мосфильм!»; «Повеяло лучшими традициями знаменитой киностудии».
Генеральный директор главной киностудии страны стал не только режиссёром, но и соавтором сценария приключенческого детектива о похождениях Станиславского и Гиляровского. Картина «Хитровка. Знак четырёх» стала для него юбилейным – 25-м фильмом (учитывая сериал «Анна Каренина. История Вронского» и дебютную ленту «Шире шаг, маэстро!»).
«Фильм возник из идеи соединить прозу Владимира Гиляровского, блестяще описавшего дореволюционную Москву, с сюжетами Артура Конан Дойла. Тема для нашего кинематографа достаточно нестандартная. Это жанровое развлекательное кино. Мне давно хотелось сделать такой фильм – не отягощённый глубинными проблемами поиска смысла жизни, а увлекательный детектив, отчасти триллер. Я никогда не делал детективов, хотя в совершенно разных жанрах работал. И мне хотелось снять что-то такое приключенческое, интересное, с хорошим финалом, чтобы зритель отдохнул и получил удовольствие от самого зрелища. С точки зрения постановки «Хитровка. Знак четырёх» – картина сложная. В фильме есть драки, погони, гонки на катерах, сложные декорации, большая массовка. А ещё картины из жизни «трущобной» Москвы, которую очень точно в своих книгах и очерках описал Гиляровский. Мы постарались всё это воссоздать в нашей ленте» – так говорил о фильме сам Карен Шахназаров.
Вы, наверное, думаете: какая занятная идея пришла в голову мэтру российского кино! А давайте-ка откроем книгу «Москва и москвичи», и, быть может, источник вдохновения прячется именно там.
«Хитров рынок почему-то в моём воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, – самым туманным местом в Москве. Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берёт свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с «тушёнкой», жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»»…
Из повести А. К. Дойла «Знак четырёх», события которой разворачиваются в столице Туманного Альбиона в 1888 году, сценаристы взяли только линию с сокровищами, которые никак не могут поделить бывшие компаньоны. Всё остальное к этому литературному первоисточнику не имеет никакого отношения.
Вы можете себе представить на месте Шерлока Холмса и доктора Ватсона «дядю Гиляя» (как тепло называл писателя Чехов) в блестящем исполнении Михаила Пореченкова и Константина Станиславского в не менее прекрасном исполнении Константина Крюкова? Даже не знаю, кто есть кто в этой паре. Амплуа, несомненно, повторяют англичан, но не являются их факсимильным отображением.
Среди талантов К. Шахназарова немалое место занимает умение подбирать команду. Например, подлинной удачей стал выбор в качестве художника-постановщика Сергея Февралёва, известного по таким проектам как «Анна Каренина. История Вронского», «Белый Тигр», «Орда», «Братство» и др.. Под его руководством на «Мосфильме» были созданы грандиозные декорации, очень точно и органично передающие дух начала XX века. Да, чувствуется, что подавляющее количество сцен сделано в легендарных павильонах и во дворе «Мосфильма», но, право слово, где сегодня найдешь колоритные места на улицах мегаполиса...
Кадры выстроены красиво и грамотно, диалоги интересные, сцены логичные и в то же время не очень ожидаемые. Конечно, если задаться целью найти недочёты и несостыковки, они непременно обнаружатся. Но зачем? Не лучше ли наслаждаться атмосферой фильма и эмоциями, которые предельно качественно отыгрывают актеры (Станиславский бы поверил!). Получилось «вкусное», после которого хочется вновь обратиться к литературным первоисточникам: «Москва и москвичи», «Друзья и встречи» В. Гиляровского, биографии К. Станиславского и книгам об истории первопрестольной.
А как же Конан-Дойл? Если вы ещё не читали «Знак четырех», тогда – да, доставьте себе удовольствие погружения в тайну. Если же повесть и без того относится к когорте любимых – нет.
История с Хитровской площадью получилась, на мой взгляд, интереснее, чем лондонские приключения Шерлока Холмса. Это кино про историю России (не документальную, а художественную), про культуру, про полемичную реплику из пьесы Горького: «Человек! Это звучит гордо!»
Пожалуй, большая часть сценария – это книга «Москва и москвичи». И то, что Гиляровский был знаменитостью, его все знали и уважали, – правда. И наблюдения эти имеют для нас, сегодняшних читателей, огромную ценность. Вполне возможно, что отдельные сюжеты, почерпнутые в столь неспокойном месте, могли быть подарены знакомым литераторам (Чехову, например). Название фильма «Хитровка» верно по замыслу и воплощению, подзаголовок «Знак четырёх» – уже игра в рекламу, приманивание зрителя.
Итак, о чём же писал Владимир Алексеевич в своей знаменитой книге? Где же находится та самая Хитровка?
Трудно поверить, что на престижной сегодня Хитровской площади сто лет назад хозяйничали многочисленные лихие люди: каторжники, воры, шулеры, карманники и т.п. Книга же создавалась вскоре после Октябрьской революции и вобрала в себя полувековые наблюдения и впечатления автора о событиях и колоритных обитателях непарадных мест большого города. Порядочные граждане старались обходить Хитровку стороной. Полицейские заглядывали сюда как можно реже. Опасная же романтика района привлекала крупнейших писателей того времени. Быт и нравы обитателей дна на месте изучал не только В.А. Гиляровский, но и Г.И. Успенский, и даже Л.Н. Толстой.
Любопытный факт: жители этих мест не чужды были чтению, вот только вкусы их оказывались весьма специфичны. Как писал Владимир Алексеевич: «Взасос читалась уголовная и судебная хроника».
После революции Хитровский рынок и часть ночлежек снесли, площадь переименовали в честь М. Горького, автора пьесы «На дне». Кстати, это литературное произведение прекрасно иллюстрирует нравы бродяг и деклассированных элементов, которые были очень похожи во всех российских городах.
Современный москвич не сможет отыскать Хитровку на карте столицы: знаменитый в XIX веке топоним остался лишь в памяти старожилов и в книгах о Москве. Не выдержал веяний времени. В начале XXI века территория бывшего криминального района – это исторический центр столицы между улицей Солянкой и Покровским бульваром.
У нас нет машины времени, чтобы заглянуть в прошлое, но есть книги В. Гиляровского о старой Москве и её жителях (знаменитых и рядовых), а теперь ещё и кино. И не надо выбирать. Лучше познакомиться и с тем, и с другим.
Завершить рассуждения о кино и его литературных «корнях» хочется цитатой из книги Владимира Алескеевича: «К чёрту! Опять ходить по струнке! Настоящая жизнь здесь. Ведь это прелесть что такое: ничем не стеснять ни себя, ни других, распустить себя до состояния дикого человека, чувствовать себя во всех действиях свободным. Ведь это роскошь! C'est superbe!»
Медиацию для вас провела М.В. Вирская