Наша жизнь неразрывно связана с современными технологиями. Мы постоянно находимся в онлайн-пространстве: общаемся с друзьями, коллегами, родственниками в мессенджерах, проверяем ленту новостей, проводим свой досуг в интернете. Все чаще мы встречаем людей, которые обучаются и узнают научные факты не в печатных книгах, а в соцсетях и разных видеороликах. Какими способами авторы привлекают внимание пользователей к, казалось бы, скучным темам? Будем разбираться в этой статье.
О смешениях жанров, стилей и современных тенденциях в медиа
Наш век – век смешивания классических жанров. Это можно заметить в музыке. Например, любимый многими подростками жанр K-pop сочетает в себе элементы электронной и танцевальной музыки, хип-хопа, R&B. Так и авторы в интернете пытаются вывести «идеальную формулу» медиапродукта.
Чтобы обучающие статья или видеоролик привлекали зрителей, был придуман эдьютейнмент. Этот термин состоит из двух английских слов education (обучение) и entertainment (развлечение). Кстати, он встречается с различным написанием и произношением: как калька с английского и буквой «н» в середине слова «эдьютейнмент», так и вариант более благозвучный для российской аудитории «эдьюнеймент» без буквы «н». Впервые термин использовали сотрудники известной студии Уолта Диснея для описания документального сериала, который был призван «привлечь, развлечь и вдохновить». Позже слово стали использовать в значении «обучение с элементами развлечения».
Что такое тейнмент-технологии и как они работают?
Тейнмент-технологии – это элементы развлечения: юмористический подтекст, яркие кадры, необычные ракурсы, зрелищность. Они уже показали свою эффективность. Мы знаем большое количество фильмов, мультфильмов, шоу, лекций с их использованием. Такой контент стал предпочтителен, его хотелось смотреть, а доносимая авторами мысль стала лучше восприниматься зрителями. Это связано с тем, что благодаря тейнмент-технологиям сложная, тяжелая для восприятия информация предоставляется очень наглядно и практически в виде «сказки» для детей. Смотрели мультик «Фиксики» или «Смешарики: Пин-Код»? Если разобраться, то темы в них не совсем детские.
Стремление к новому и неизведанному биологически заложено в человеке. Дети всегда тянутся к новой игрушке, к тому, что еще не видели. Раньше, до изобретения интернета, люди изучали науку с помощью книг. Для упрощенного донесения новой информации создавались различные энциклопедии для мальчиков и девочек. В них рассказывали, в том числе, и о научных фактах, которые можно применить в жизни. Часто повествование сопровождалось картинками. Можно сказать, что попытки применения тейнмент-технологий начали предпринимать задолго до начала цифровой эпохи.
Масштабы и промежуточные итоги
Необходимость просвещать массовую аудиторию, правильно доносить научные знания возникает во всем мире. Национальная академия наук США даже разработала и успешно реализует информационную и коммуникационную программу «The Science & Entertainment Exchange». Она призвана повышать уровень осведомленности общественности в понимании науки и передовых достижений этой области через средства массовой коммуникации, кинематограф и телевидение. Ученые этой программы консультируют создателей контента, помогают искоренить из медиапродуктов ложные и псевдонаучные данные, формируя в обществе правильное и позитивное представление науки.
Среди ученых также высказывается мнение, что популярная культура делает больше, чем формальное научное образование для формирования у большинства людей понимания науки и ученых. Она более распространена, привлекательна и (за редким исключением) более запоминающаяся. И это неудивительно – юмористические отсылки, использование инфографики, анимационных вставок очень помогают «оживить» материал.
Поделитесь своим мнением – этот подход к научным знаниям полезен для общества или такое разнообразие только порождает новых «лжеученых»?