В 1965 году известный в будущем создатель целой серии исторических романов о Владимирской Руси Эдуард Зорин попробовал свои силы в фантастике, и это ему удалось. Фантастико-приключенческая повесть «Следы ведут в Караташ» с подзаголовком «Пришельцы с Аристилла» получилась искрометной, сюжет раскручен лихо, а присутствие тайны сделало это произведение очень волнующим. Тем не менее, оно в СССР получило тираж всего 30 тысяч экземпляров, и было благополучно забыто до самого 2012 года, когда начались новые переиздания. Однако общий тираж этих изданий едва ли достиг 100 экземпляров. Таким образом книга стала раритетом, и если ее и можно купить сегодня в Интернете, то только или в плохом состоянии, или по драконовским ценам, да и то предложения составляют не более трех экземпляров на всю страну.
Давно ищу эту книгу в бумажном варианте, в интернет-магазинах она или в плохом состоянии, но относительно дешево, или в состоянии приличном, но очень дорого, причем «дорого» - это еще мягко сказано. Вся надежда у меня на наши барахолки, с которых я за тридцать последних лет притащил буквально тысячи книг. Много чего я видел на барахолках, много купил по дешевым ценам, а вот этой книги найти никак не могу.
Называется эта книга «Следы ведут в Караташ» с подзаголовком на титульном листе «Пришельцы с Аристилла», представляет собой фантастико-приключенческую повесть, и автор ее - Эдуард Павлович Зорин (1931-1989 гг.).
Ну, сам-то Э. Зорин – писатель известный, его перу принадлежит историческая тетралогия о Руси XII-XIII веков – романы «Огненное порубежье» (1979 г.), «Большое Гнездо» (1981 г.), «Богатырское поле» (1982 г.) и «Обагрённая Русь» (1983 г.). Отличные исторические романы, советую прочитать тем, кто интересуется историей Древней Руси.
И в этом Э. Зорин как бы повторяет творческую биографию другого нашего писателя исторических романов – Валентина Иванова («Повести древних лет: Хроники IX века» (1955 г.), «Русь изначальная» (1961 г.) и «Русь великая» (1964 г.). Иванов тоже начинал с фантастики, но потом быстро перешел на исторические темы. Я о нем писал тут: Шпионский бестселлер «По следу» от автора знаменитого исторического дважды блокбастера «Русь изначальная» и тут: Шпионско-фантастический роман В. Иванова «Энергия подвластна нам», 1949 г. – скрытая пародия на советскую фантастику сталинской эпохи.
Вот примерно так же произошло и с Эдуардом Зориным, хотя и на десятилетия позже – начал он с фантастики, потом что-то у него с фантастикой не заладилось, хотя как произведение, «Следы ведут в Караташ» получилось просто шикарным. Затем он перешел на повести о советской молодежи, и в конце 70-х нашел в себе призвание писателя-историка. И, кроме того, вовсю писал стихи – за 10 лет даже три своих поэтических сборника издал.
Коротко надо рассмотреть биографию. Э. Зорина, чтобы было понятно, почему в его единственном фантастическом произведении доминируют восточные мотивы, а в исторических романах - древний русский город Владимир.
Родился будущий писатель в 1931 году в городе Куляб Таджикской ССР, отец его был инженером-строителем. Детство провел на Урале, затем, в самом конце 40-х поступил в Ташкентский педагогический институт на факультет иностранных языков, который закончил как раз в год смерти И. Сталина. После этого до 1967 года работал учителем в Таджикистане, попутно заочно учился в московском Литературном институте имени А. М. Горького. В этот период издал в Ташкенте несколько книг – два сборника стихов, одну прозаическую повесть «Дарю вам сад», и рассматриваемую в этой публикации фантастико-приключенческую повесть «Следы ведут в Караташ».
Как раз после издания этой повести Зорина приняли в члены Союза писателей СССР, и случилось это в 1965 году. В 1967 он с семьей переехал на постоянное место жительства в город Владимир - бывшую столицу Руси - и, видимо, так восхитился этим фактом, что задумал и написал целый цикл романов о тех временах, когда Киев потерял свое столичное значение, разгромленный владимирским князем Андреем Боголюбским. Параллельно Э. Зорин работал сначала учителем, потом затем заведующим Бюро пропаганды художественной литературы, закончил свою карьеру ответственным секретарем Владимирской областной организации СП РСФСР. Тогда же он написал и издал отдельной книгой свою вторую «молодежную» повесть – «Соловьиная роща» (1973 г.).
Неизвестно, от чего умер такой интересный писатель, скорее всего от болезни, но в момент смерти ему не было и 60 лет. А мог бы писать и писать, тем более что историческая тема тетралогией не ограничилась, перу Э. Зорина принадлежит и роман «Клич» о герое Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. – генерале Н. Г. Столетове, кстати, уроженце г. Владимира, в котором о нем и начал писать Зорин. Роман планировался в двух книгах, но, к сожалению, вторую книгу автор дописать не успел, зато первая увидела свет в год его смерти – в 1989-м…
Ну, а теперь о фантастико-приключенческой повести «Следы ведут в Караташ». Да, это произведение считается фантастическим, но боевика, детектива и приключений в нем больше, хотя книга, судя по отзывам многих читателей, которые я обнаружил в Интернете, заняла свое место именно в истории отечественной фантастики.
Сюжет повести закручен лихо, в ней есть дух поиска, романтика горных экспедиций и обаяние тайны, подробно и увлекательно выписанная «шпионская» линия, которая в книге является доминирующей. Фантастическая линия, правда, слабее линии детективной, приключенческой и исторической, как я написал выше, тем не менее, именно фантастика стала основой, на которой, если можно так сказать, базируются все остальные линии.
Ну, а для коллекционеров-библиофилов повесть «Следы ведут в Караташ» представляет собой самый настоящий библиографический раритет. Книга была выпущена только узбекским издательством «Еш гвардия» в 1965 году тиражом всего 30 тысяч экземпляров. Уже в 2010-20-х она входила в четыре сборника «раритетной» советской фантастики, но тиражи этих сборников были мизерными – всего по нескольку десятков экземпляров, а то и всего десяток. В журналах эта повесть не публиковалась, потому можно считать, что в СССР она была издана только один раз, и всё – больше нигде до 2012 года не переиздавалась.
Чтобы не раскрывать сюжет в интересах тех, кто захочет эту книгу прочитать – в Интернете она есть на нескольких сайтах-библиотеках, - просто приведу описание замысла, которое было напечатано на первой ее странице в 1965 году.
«Во время урагана самолет летчика Беляева терпит аварию в районе ущелья Караташ. Раненый летчик, выбираясь из ущелья, попадает на развалины древней крепости и здесь случайно находит бронзовый шар с таинственным изображением. Беляева не удается спасти, он умирает, но его товарищи отправляют шар профессору Югову. Ученый знакомится с находкой и устанавливает, что она представляет собой послание пришельцев с другой планеты. Но это пока догадки, гипотеза.
Начинается трудная и сложная борьба. Автор показывает наших ученых, стремящихся найти правильный путь к разгадке Вселенной, сделать достижения науки средством единения сил, укрепления мира между народами».
Также считаю нужным привести и содержание (оглавление) повести:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЗАГАДОЧНАЯ НАХОДКА
1. Самолет сбивается с курса
2. Щ-24456
3. Первое знакомство с профессором Юговым
4. Доктор Хаузен на пути к неведомому
5. Второе знакомство с профессором Юговым
6. Чашка кофе у миллионера Крамера
7. Море Дождей
8. Две гипотезы
9. Необходимость решительных действий
10. Дьявольская западня
11. Деламбер за работой
12. Телеграмма
13. Джон Сноу
14. На даче у Югова
15. Смена декораций
16. Узунабад. Год 1924
17. Раскрытые карты
18. В Москве
19. Кто он?
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
НА ЧЕРНОЙ ТРОПЕ
1. Ночной гость
2. У старого Рахима
3. Старые гипотезы и новые загадки
4. В мертвой петле
5. На перевале
6. У Голубых озер
7. Каракозов принимает решение
8. Последующие события
9. В экспедиции
10. Тигровая впадина
11. Встреча в пути
12. Люди и горы
13. Дорога полна неожиданностей
14. Деловое свидание
15. Штурм Канака
16. За морями, за горами
17. В глубь скалы
18. На пороге тайны
19. В засаде
ЭПИЛОГ
В заключение хочу добавить, что все пять исторических романов Эдуарда Павловича Зорина (включая и первую часть романа «Клич») ждала более счастливая судьба - и до смерти автора, и после, они выдержали по нескольку изданий общими тиражами по 200-300 и более тысяч экземпляров каждой книги.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Михаил Матюшин, «Сокровища ангуонов», 1964 г. ~ авантюрная фантастико-приключенческая повесть