Найти тему

Олимпийский ЗОЖ: Бобслей

Все фото из открытых источников Интернета

Спуск на санках со снежной горки с давних времен был веселой забавой для многих народов. Наверняка санки так и остались бы простым средством передвижения по снегу, если бы англичанин Уилсон Смит не соединил между собой двое саней для путешествия из швейцарского Санкт-Морица в расположенный ниже городок Челерина.

Так были заложены основы современного бобслея.

В бобслее используют не простые сани, а управляемые сани под названием боб.

Они представляют собой стальную раму, на которую крепится корпус из карбона и пара полозьев. Стоимость боба может достигать 200-300 тысяч евро.

Трасса для бобслея — это ледяной желоб, имеющий разные повороты и виражи, а также лабиринты. Зачастую такие трассы сделаны на основе железобетонной конструкции, а единственная натуральная трасса находится на родине бобслея в Санкт-Морице. Бобслей стал олимпийским спортом в 1924 году, и только в начале 1990-х годов в соревнованиях стали принимать участие женщины. В зависимости от трассы боб может развивать скорость от 120 до 155 км/ч. Бобслей — это высокоскоростной вид спорта, основанный на мастерстве пилота. Управлять бобом очень сложно, так как на ледяной трассе на большой скорости одно неверное движение может привести к потере контроля.

Зачастую бобслеистами становятся спортсмены, которые ранее имели опыт в других видах спорта, требующих выносливости. Так, бобслеисты должны хорошо бегать на короткие дистанции, прыгать и иметь опыт силовых тренировок.

Тренировки спортсменов не ограничиваются лишь спуском по ледяному коридору: кардио-нагрузки и тяжелая атлетика также входят в тренировочный процесс.

Тем не менее, какой бы профессиональный экипаж не был, очень много в бобслее зависит от самих саней (как и в случае с гоночными болидами), поэтому многие страны уделяют повышенное внимание не только подготовке спортсменов, но и качеству бобов.

Например, в Германии на исследования и разработку сверхсовременных бобов выделяются приличные средства, а бобы и их комплектующие постоянно совершенствуются. Многие страны даже нанимают шпионов, чтоб выяснить технологические новинки и секрет успеха у конкурентов.

Бобслеисты носят специальные ботинки с шипами длиной не более 1 мм и шириной не более 4 см для того, чтобы иметь сцепление со льдом на старте и удачно разгонять боб. Перед стартом каждого боба организаторы проверяют его полозья на отсутствие специальной смазки. Что же касается характеристик этих саней, из-за того, что они бывают как двухместные, так и четырехместные, эти показатели сильно отличаются.

-2

Более того, существует ограничение и на суммарный вес, который сани способны выдержать: для двоек – это 200 кг, а для четверок – 400 кг.

Не удивительно, что многие специалисты иногда сравнивают боб с космическим шаттлом, поскольку при создании современных саней действительно применяются технологии космической авиации. Правила в бобслее достаточно просты: как только прозвучал сигнал, экипаж, состоящий из 2 или 4 человек, разгоняется и запрыгивает в сани. Уже тут начинаются первые сложности, поскольку необходимо аккуратно впрыгнуть в узкие сани, скорость которых уже на старте может достигать 40 км/час.

Главная роль отводится первому человеку, сидящему в санях – это пилот и по совместительству капитан. Именно от него зависит качество выступлений экипажа, а также доедет ли он до финиша. Ведь скорость боба порой достигает 150 км/час.

Ввиду этого на трассе случаются неприятные ситуации и чрезвычайные инциденты, когда сани переворачиваются, в результате чего спортсмены могут получить травмы разной тяжести, вплоть до летальных, к сожалению.

Те, кто скажет, что трасса для бобслея – это обычная горка, будут неправы.

Она совершенно не похожа на обычный спуск во дворе.

Из себя трасса представляет ледяной желоб, состоящий их крутых поворотов и виражей. Из-за того, что сани во время поворота выезжают с более высокой позиции, они набирают скорость. Именно во время такого пируэта существует большая вероятность перевернуться. В среднем длина трассы колеблется в пределах 1 500-2 000 метров и насчитывает в себе 15 поворотов. Появился этот вид спорта в конце 19 века, а его активным сподвижником стал предприниматель Каспар Бадрутт.

В свое время он занимался ресторанным и гостиничным бизнесами в небольшом городке Санкт-Мориц. Из-за того, что предприниматель был недоволен сезонными заработками, ему пришлось поработать со своими клиентами, внушив им, что зимой здесь ничем не хуже. Спустя год Каспар принял первых туристов, а вот через два года отдыхающие сумели приспособить для спусков с местных гор деревянные сани, которые доставляли провиант. Из-за того, что туристы очень часто врезались в местных зрителей, Бадрутт решил оборудовать для катаний специальную трассу.

Первая в мире трасса для бобслея, появившаяся здесь в 1870 году, и до сих пор работает.

-3
-4

В четверке первый (капитан) должен управлять бобом, а вот в обязанности последнего входит процесс торможения. Спортсмены, сидящие в середине, являются толкающими. После того как сани набрали скорость, каждый начинает выполнять свои функции. Также к обязанностям средних участников экипажа входит слежение за нагрузкой боба: им необходимо наклоняться со стороны в сторону для смещения центра тяжести саней. Более того, для улучшения аэродинамичности все участники команды должны очень низко пригибаться. Почему боб так называется, внятного ответа нет, тем более что по форме эти сани больше напоминают сигару.

Боб установлен на стальном шасси. Внутри сани оборудованы местами для сидения экипажа, там же находятся руль и рычаг тормоза. Еще у боба есть две пары полозьев, которые отличаются по функциям. Задняя пара неподвижна, за счет нее держится баланс, а передняя — наоборот: с ее помощью осуществляются маневры.

Еще есть монобобы, которые используются в соревнованиях молодежи, но назвать их стандартными нельзя по двум причинам — во-первых это относительно новый класс инвентаря, а во-вторых, они не принадлежат спортсменам, а предоставляются организаторами, более того, достаются участниками по случайному принципу, жребием.

Длина двухместного боба — 2,7 метра, ширина 0,67 метра, а масса его не может превышать 165 килограммов. При этом совокупный вес членов экипажа должен быть не более 200 килограммов. Для четырехместного боба это 3,8 метра, 0,67 метра, 230 и 400 килограммов соответственно. Средняя скорость саней для бобслея — 135 км/ч.

Обязательное требование — на трассе должно быть не менее 15 виражей с минимальным радиусом 8 метров, причем перепад высот должен быть от 130 до 150 метров. Трасса в Сигулде, на которой проходит ЧЕ, была построена в 1986 году и стала первой искусственной трассой в СССР. Строили ее для подготовки к Калгари-88, а место было выбрано во многом благодаря сильным позициям прибалтов в сборной СССР.

Первая полноценная санно-бобслейная трасса в России открылась в 2012 году.

Она была построена в ходе подготовки к проведению Олимпиады в Сочи в 2014-м.

Официальное название объекта — Центр санного спорта «Санки».

Спортивный комплекс находится в 60 километрах к северо-востоку от Сочи (недалеко от Красной Поляны). Вмещает комплекс 5 000 зрителей.

После Игр трасса стала использоваться в качестве тренировочного центра национальной команды. При этом «Санки» — не единственное в России место, где можно проводить сборы и соревнования. Так, в Московской области, в федеральном тренировочном центре «Парамоново», располагается еще один международный санно-бобслейный комплекс.Двигаясь со старта, команда должна максимально разогнать боб, держась за него одной рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, вся команда должна быстро вскочить в боб и занять в нем свои места.

Летом, кстати, соревнования по бобслею включают в себя исключительно разгон.

После посадки в боб спортсмены, в теории, могут меняться местами в нем во время движения, хотя на деле этого, конечно, не происходит, правило осталось от старых времен. Отсчет времени начинается с того момента, как только сани пересекут луч хронометра, расположенный после разгона. В состязаниях по бобслею каждый экипаж совершает по четыре спуска, а побеждает тот, кто сделает это в суммарно кратчайшее время. Помогает в этом особая экипировка. Обтягивающий костюм обладает компрессионным эффектом и снижает сопротивление воздуха.

Забрало оснащено прослойкой из двойного пластика, чтобы не запотевало.

На подошвах кроссовок — 680 маленьких шипов. Под костюм надевают специальную противоожоговую рубашку. Она спасает тело бобслеиста, когда его тащит по льду со скоростью свыше 100 километров в час. В таких условиях любая другая одежда загорелась бы. Во-первых, в бобслее запрещено выступать без шлемов.

Но это элементарная техника безопасности. В случае, если боб слетит с трассы, он может пролететь по непредсказуемой траектории, а спортсмены внутри него вряд ли сумеют избежать ударов, причем, что самое неприятное, — головой.

Шлем, как и боб, изготавливается из карбона — высокопрочного материала.

Но все-таки случаи травм в бобслее не такая уж и редкость, в интернете легко можно найти видео с перевернувшимися и даже вылетевшими с трассы бобами.

Во-вторых, нельзя иметь на шлемах и бобах несогласованную рекламу.

Это уже вопрос спонсорских интересов и решается он с каждым спортсменом индивидуально. В-третьих, нельзя искусственно нагревать полозья в бобе.

Так сани быстрее разгоняются, а спортсмены показывают лучший результат.

Правило это появилось не просто так. На Олимпиаде 2006 года в Турине сборную Германии обвинили в использовании запрещенных технологий, так как на их бобах были коньки якобы с подогревом. Доказать это не удалось. Сейчас полозья для всех сборных изготавливаются из стали, которая хранится на складе в Швейцарии.

У каждого конька — свой серийный номер. Полозья при этом приходят в команды необработанными, то есть подготовку скользящей поверхности они должны делать самостоятельно. «Разрешенный прием для механиков: увеличить скорость скольжения, изменив форму полозьев. 20 лет я экспериментировал с разными типами шлифовки, и вот теперь добился принципиально нового результата. Но своих секретов я не раскрою», — приводит слова механика сборной России по бобслею Йохана Валнера сайт «Первого канала». В активе немцев Андре Ланге и Кевина Куске по четыре олимпийских золота — это абсолютный рекорд.

-5

Кроме того, Ланге — девятикратный чемпион мира и восьмикратный — Европы, а Куске восемь раз выигрывал первенство мира и шесть — континента.

Несмотря на то, что победы на Олимпиадах они одержали, сидя в одном бобе, дальнейшие их карьеры сложились по-разному. Андре ушел из спорта по окончании сезона-2008/2009, а Кевин продолжил выступать до самого Пхенчхана-2018, где выиграл серебро в соревновании четверок. По три золота Игр у соотечественников Ланге и Куске — Бернхарда Гермесхаузена и Майнхарда Немера, а список двукратных победителей Олимпиады довольно объемен. В нем сразу 11 спортсменов.

-6
-7
-8

В хвосте корпуса находится тормозящий, ответственный за остановку саней.

Тормоз в виде гребенки находится между двумя мостами и позволяет останавливать боб в случае необходимости. Современные трассы выполнены из бетона, а по периметру желоба встроены холодильные трубы, поддерживающие необходимую температуру льда. В настоящее время боб, на котором спортсмены проходят трассу, совершенно не напоминает те примитивные деревянные сани, которые развлекали туристов еще в конце XIX века. На заре бобслея не было и речи о том, чтобы гоняться в шлемах и запрыгивать в боб на ходу. Экипаж полностью садился внутрь, а потом, раскачиваясь, трогался вперед. К осознанию важности разгона пришли уже в 40-50-х годах ХХ века. Сейчас на отрезке в 50 м нужно разогнать боб менее чем за 5 секунд до 40-45 км/ч и запрыгнуть внутрь. И хотя бобслей нередко называют "Формулой-1 на льду", на бобслеистов действуют нагрузки более чем 5 g - больше, чем на пилотов гоночных болидов. Первые медали советские бобслеисты выиграли на Олимпиаде в Калгари-1988, когда экипаж Яниса Кипурса и Владимира Козлова победил в двойке, а Кипурс, Козлов, Гунтис Оссис и Юрис Тоне взяли "бронзу" в четверке. Единственный эпизод "дележа" золотых наград случился в 1998 году в Нагано, когда первое место в двойках досталась экипажам итальянца Гюнтера Хубера и канадца Пьера Людерса.

Любопытно, что на тех же Играх была поделена бронзовая награда в "четверках" - между британцем Шоном Ольссоном и Брюно Менжоном из Франции.

Три золотые медали в женском бобслейном турнире достались представителям разных стран. В 2002 году победил экипаж американки Джилл Бэккен, 2006-м - немки Сандры Кириасис, 2010-м - канадки Кэйли Хамфрис. При этом Кириасис стала еще и серебряным призером Игр в Солт-Лейк-Сити, являясь самой титулованной бобслеисткой.

История бобслея в датах - 1888 год. В Швейцарии англичанин Уилсон Смит для передвижения из Санкт-Морицы в Челерину использовал объединенные доской сани – так зародилась идея бобслея.

1897 год. В Санкт-Морице организован бобслейный клуб, на базе которого были разработаны спортивные правила и определен состав команд, в них первоначально должно было быть 5 человек – трое мужчин и две женщины.

Команда бобслеистов из швейцарского города Давос. Ок. 1910 г.

-9

1903 год. В Санкт-Морице построена первая бобслейная трасса.

1904 год. Сконструированы первые в мире деревянные сани – прототип современных бобов.

1908 год. В Австралии впервые в истории прошел национальный чемпионат по бобслею.

1923 год. Для развития бобслея как вида спорта создалась Международная Федерация бобслея и скелетона.

1924 год. Бобслей вносится в программу Зимних Олимпийских игр.

1927 год. В Санкт-Морице прошло первое мировое первенство по бобслею.

1932 год. Пятиместные сани заменяются на двух- и четырехместные.

1980 год. Появление кубка мира по бобслею.

1984 год. На Олимпиаде в Сараево советская двойка в лице Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова впервые в истории отечественного бобслея завоевала бронзовые медали.

1990 год. В соревнованиях начинают участвовать женщины.

2002 год. Женщины получают право участвовать в Олимпийских играх.

При травме кого-то из членов экипажа в команде можно произвести замену.

Если повреждается боб, то его можно заменить другими санями такого же вида.

Спортсмены могут подвергнуться дисквалификации, если будут пойманы на различных спортивных ухищрениях. Например, за подогревом полозьев для лучшего скольжения или использованием дополнительной тяжести для увеличения скорости саней.

Обычно трассы конструируются так, чтобы создать ограничения по скорости.

Например, на сочинской трассе было создано три контруклона, которые гасили скорость, так что боб не мог разогнаться сильнее, чем до 135 км/ч.

Про бобслей снят фильм. Он называется «Крутые виражи» и повествует о четырех спортсменах из Ямайки, которые хотят принять участие в Олимпиаде.

Выступать им приходится в соревнованиях по бобслею, хотя они понятия не имеют об этом виде спорта, даже снега ни разу не видели. Фильм частично основан на реальных событиях: ямайские спортсмены были первыми на Олимпийских играх представителями страны, где нет зимы. Популярность бобслея постоянно растет.

Сейчас в соревнованиях участвуют представители почти 70 стран - даже из экзотических Африки и Карибов. А первопроходцами была четверка с Ямайки - на дебютной Олимпиаде-1988 экипаж не закончил выступления, вылетев с трассы, но ребята завоевали любовь публики и к финишу шли под аплодисменты.

Само существование в жаркой Нигерии сборной команды по такому исключительно зимнему виду спорта, как бобслей, кажется неудачной шуткой.

Но настойчивые нигерийские бобслеистки уже превратили шутку в легенду: они не только создали команду, но и сумели пройти отбор на зимние Олимпийские игры - 2018!

-10