Найти тему
Полина Дышлова

Творчество А.Т. Твардовского в системе школьного курса литературы

А.Т. Твардовский
А.Т. Твардовский

Творчество А. Т. Твардовского всегда оставалось в центре внимания школьного курса литературы. Литературоведы отмечают, что творческое наследие А.Т. Твардовского считается поэтической хроникой 30-60-х годов XX века. Лирические произведения А.Т. Твардовского непосредственно соприкасаются с философской лирикой XIX века, иначе говоря, с произведениями «золотого века» русской поэзии. Его стихотворения, посвященные теме природы, вызывают ассоциации с произведениями А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, напоминающими о непреходящих человеческих ценностях. Если же говорить о современном прочтении произведений А. Т. Твардовского, то основные темы и «сквозные» мотивы оказываются нечуждыми для произведений поэтов последующих поколений.

Изучение творчества А.Т. Твардовского в школьном курсе литературы рекомендуется начинать с 7 класса. В этот возрастной период обучающимся необходимо освоить навык вдумчивого, осмысленного чтения, а также закрепить навык анализа художественного текста. В 7 классе к изучению на уроках литературы рекомендуются такие стихотворения А.Т. Твардовского, как «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «Отыграли по дымным оврагам...», «На дне моей жизни...», «К обидам горьким собственной персоны…».

В 8 классе изучение произведений А.Т. Твардовского продолжается. Однако, в центре внимания восьмиклассников оказываются уже отдельные литературные произведения, которые изучаются в единстве формы и содержания. В связи с этим, для обучающихся 8 классов важно познакомиться с поэмой-эпопеей А.Т. Твардовского – «Василий Тёркин».

Иллюстрация О.Г. Верейского
Иллюстрация О.Г. Верейского

Необходимо отметить, что на изучение поэмы отводится цикл уроков. Обучающимся необходимо освоить теоретические сведения о поэме, поэме-эпопее как лироэпическом жанре, о поэме «Василий Тёркин» как о лироэпическом произведении, ознакомиться с творческой судьбой А.Т. Твардовского (особый акцент необходимо сделать на его корреспондентскую деятельность в годы Великой Отечественной войны), дать представление о роли лироэпических отступлений в контексте поэмы «Василий Тёркин».

В 9 классе в школьном курсе литературы в центре внимания оказывается смена литературных эпох. Такой ракурс осознания литературы по сравнению с 5-8 классами несёт в себе обобщающий смысл, потому обращение к творчеству уже знакомого автора при изучении новой темы вполне оправдан. В таком случае, преподавателю необходимо обращаться к сопоставительному анализу. Например, сравниваться могут стихотворения А.С. Пушкина и А.Т. Твардовского. В стихотворениях А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии («Поэт», «Памятник») откроется непреходящий смысл при сопоставлении со стихотворением А.Т. Твардовского «К обидам горьким собственной персоны». Снова в своей деятельности будем прибегать к переносу. Упор также делается на изучение произведений о послевоенных годах. В таком контексте изучаются следующие стихотворения А.Т. Твардовского: «Две строчки», «Я убит подо Ржевом», «Дом у дороги», «Спасибо за утро такое», «Чуть зацветет иван-чай». Также изучаются и поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль», «По праву памяти».

Вновь к изучению творчества А.Т. Твардовского в школьном курсе обучающиеся возвращаются в 11 классе. В связи с возрастными особенностями школьников, на уроках литературы целесообразно дать обзор жизненного и творческого пути А. Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности, показать эволюцию лирики А.Т. Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. В 11 классе на уроках литературы до обучающихся необходимо донести мысль о том, что произведения А.Т. Твардовского – стихотворения, поэмы – народны, потому что они представляют собой поэтические свидетельства истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация – в «Стране Муравии», Великая Отечественная война – в «Василии Теркине», «оттепель» – в поэме «За далью – даль», разоблачение сталинизма – в поэмах «Теркин на том свете» и «По праву памяти».

-3

Также в 11 классе стоит уделить время лирическим стихотворениям А.Т. Твардовского. Творчество А.Т. Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Его стихи 30-х годов, составившие «Сельскую хронику», как позже определил сам поэт, были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхозы». К изучению в 11 классе рекомендуются следующие стихотворения А.Т. Твардовского на тему родной земли: «Не стареет твоя красота», «Катерина», «Ивушка», «Братья», «Станция Починок». Необходимо отметить и тот факт, что стихотворения, составившие фронтовую хронику (А.Т. Твардовский участвовал и в финской, и в Великой Отечественной войнах), разнообразны по жанру. Это и публицистические стихотворные призывы – «Настанет срок народ-герой / Сметет врага с земли родной, / И слава первого удара – она навеки за тобой», «Партизанам Смоленщины» («Эй, родная, смоленская, / Сторона деревенская, / Эй, веселый народ, / Бей! / Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), и картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»).

ВЫВОД

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучение творчества А.Т. Твардовского в школьном курсе литературы носит системный характер. Стихотворения А.Т. Твардовского, посвященные теме природы, вызывают ассоциации с произведениями А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, напоминающими о непреходящих человеческих ценностях. Изучение творчества А.Т. Твардовского в школьном курсе литературы рекомендуется начинать с 7 класса. В центре внимания восьмиклассников оказываются уже отдельные литературные произведения, которые изучаются в единстве формы и содержания. В связи с этим, для обучающихся 8 классов важно познакомиться с поэмой-эпопеей А.Т. Твардовского – «Василий Тёркин». В 9 классе в школьном курсе литературы в центре внимания оказывается смена литературных эпох. Такой ракурс осознания литературы по сравнению с 5-8 классами несёт в себе обобщающий смысл, потому обращение к творчеству уже знакомого автора при изучении новой темы вполне оправдан. В таком случае, преподавателю необходимо обращаться к сопоставительному анализу. Например, сравниваться могут стихотворения А.С. Пушкина и А.Т. Твардовского. В 11 классе на уроках литературы до обучающихся необходимо донести мысль о том, что произведения А.Т. Твардовского – стихотворения, поэмы – народны, потому что они представляют собой поэтические свидетельства истории народа.