Найти в Дзене
NeoMedGen

Должны ли занятия в школе начинаться позже? Мнения: за и против.

Учебный день — это настоящая битва. Каждый родитель знает, как сложно разбудить ребёнка утром и отправить его на занятия. А если ребёнок подросток, эта битва становится вдвойне тяжелее. Наверняка многие родители сталкивались с тем, что ребёнок просто не может встать с постели в 7 утра. Глаза полузакрыты, в руке зажат бутерброд, который он даже не успел толком прожевать, а мозг ещё где-то в плену тёплого одеяла. Звучит знакомо? Вопрос «Должен ли учебный день начинаться позже, чтобы ученики могли больше спать?» всё чаще всплывает в разговорах родителей, учителей и даже самих учеников.

Для начала давайте вспомним, что происходит в теле ребёнка, когда он спит. Сон — это время, когда мозг «перезагружается», обрабатывает всю информацию, полученную за день, и восстанавливает силы. Особенно важен сон для подростков, чей мозг активно развивается. Исследования показывают, что подросткам нужно около 8-10 часов сна для нормального функционирования. Но реальность такова, что школьники часто недосыпают. Почему? Ответ прост: поздно ложатся и рано встают.

-2

И вот здесь мы подходим к вопросу о времени начала учебного дня. Почему же так важно, чтобы дети спали достаточно? Ведь недосып влияет на успеваемость, концентрацию, эмоциональное состояние и даже на физическое здоровье. Ребёнок, который спит недостаточно, не только с трудом усваивает материал, но и становится раздражительным, апатичным, ему трудно сосредоточиться на чём-то одном. Представьте себе: вы сами провели ночь в аэропорту, а утром вас посадили на сложный экзамен. Каковы будут ваши результаты?

-3

Теперь представим, что школьный день начинается не в 8 утра, а в 9 или даже в 10. Дети просыпаются, когда солнце уже выше горизонта, их организм получает больше времени на восстановление. Они приходят в школу бодрыми, готовыми к усвоению знаний и общению с одноклассниками. Мозг работает лучше, внимание острее, а настроение на высоте. Так ли это в реальности? На Западе уже давно проводят эксперименты, перенося начало занятий на более позднее время. И результаты впечатляют: улучшение успеваемости, снижение количества прогулов, даже настроение у детей улучшается. Но давайте будем честны, перенос начала учебного дня на более позднее время в России пока что — это утопия. В нашей стране учебный процесс организован так, что уроки начинаются в 8 утра, а после школы многие дети идут на кружки, секции или делают домашние задания.

-4

Но что же тогда делать? Может, стоит начать с малого? Например, пересмотреть вечерний режим ребёнка. Психологи рекомендуют родителям помочь детям организовать свой день так, чтобы они ложились спать вовремя. Это значит, что за час до сна нужно выключить гаджеты, создать спокойную атмосферу и позволить ребёнку настроиться на отдых. Ещё одно решение — договариваться с учителями о переносе самых сложных предметов на вторую половину дня, когда дети уже проснулись окончательно и готовы воспринимать информацию.

-5

Можно ли изменить время начала занятий в школах? В идеале, если бы школы смогли сделать гибкий график, учитывающий биоритмы учеников, это могло бы улучшить общую картину успеваемости и снизить уровень стресса у школьников. Однако на практике это практически невозможно, потому что требует серьёзных изменений в системе образования.

В завершение хочется задать вам, дорогие родители и учителя, несколько вопросов: замечаете ли вы, как недосып влияет на успеваемость и поведение ваших детей? Как вы считаете, стоит ли начать учебный день позже? И, самое главное, готовы ли вы к изменениям, которые могут улучшить качество жизни ваших детей, пусть даже и на один час?

Материал подготовила Алёна Иванова, педагог-психолог первой квалификационной категории и нейропсихолог.

Записывайтесь к нам на занятия! Как записать на занятие к Алёне вашего ребёнка в центр развития детей и подростков "НеоМедГен"?

• Через наш сайт

• По телефону: +7 993 260-64-82