Найти тему

ТОП-10 маяков Крыма

  1. Храм-маяк в Малореченском

Храм-маяк памяти путешественников и погибших на водах построен на высоком 50-метровом обрыве над Черным морем и виден с многих точек Южного берега Крыма. Своей архитектурой он напоминает нос корабля, уходящего в море. Над убранством храма работали известные дизайнеры и декораторы. Архитектурные детали выполнены с применением традиционных орнаментов Древней Греции и ранней Византии.

Фото: Владимир Коноваленко
Фото: Владимир Коноваленко
Фото: Наталья Райхель
Фото: Наталья Райхель
Внутренне убранство храма. Фото: Наталья Райхель
Внутренне убранство храма. Фото: Наталья Райхель
Дельфины на полу. Фото: Наталья Райхель
Дельфины на полу. Фото: Наталья Райхель

Изящный белоснежный храм высотой 66 метров завораживающе смотрится со всех сторон. Внешне его можно разделить на три яруса. В верхнем – располагается уникальная колокольня, оснащенная электрическим приводом. Возможно, поэтому мелодии в храме звучат весьма необычно.

Все четыре фасада колокольни украшают монументальные изображения святых – каждое панно высотой 15 метров выполнено в технике византийской мозаики. Что любопытно, вместо привычного для христиан купола, церковь венчает большой сияющий византийский крест, указывающий на четыре стороны света. Он установлен на позолоченном шаре, который символизирует нашу планету, а внутри находится маячный фонарь.

2. Маяк на мысе Сарыч

У древних мореплавателей мыс Сарыч назывался Криуметопон — «бараний лоб». В описаниях путешествий из Греции в Таврику он упоминается не раз. Наверняка об этот каменный «лоб» разбилось немало греческих судов. В 1898 году на нем был построен маяк. Многие годы он служит ориентиром кораблям, направляющимся в Севастополь.

Маяк на мысе Сарыч
Маяк на мысе Сарыч

Раньше маяк на Сарыче, помимо световых, подавал и звуковые сигналы с помощью гигантского 36-пудового старинного колокола. Сейчас все оборудование в нем современное, а световой сигнал все тот же: четыре секунды – свет, две – перерыв и снова вспышка. Белую навигационную звезду Сарыча моряки узнают далеко, за 40 км от берега. Каждый вечер за час до захода солнца на высоком каменном утесе в любую погоду вспыхивает и гаснет яркий луч. Тысячи судов сверяют свой путь с его огнями.

3. Ялтинский маяк

Маяк находится на территории ялтинского порта. Его видно почти из любой точки города. Ялтинский маяк возвели в 1897 году. Но во времена Великой Отечественной войны он оказался великолепной мишенью для артиллеристов. Маяк оказался поврежденным настолько, что его проще было отстроить заново, чем отремонтировать. Новый маяк возвели в 1957 году.

Ялтинский маяк. Фото: Николай Кононов
Ялтинский маяк. Фото: Николай Кононов
Ялтинский маяк. Фото: Сергей Титов
Ялтинский маяк. Фото: Сергей Титов

4. Евпаторийский маяк

Евпаторийскому маяку 158 лет. За эти годы его несколько раз надстраивали, и теперь его высота составляет 52 метра. Это самый высокий маяк на Черноморском побережье, он расположен в поселке Заозерное, в 15 минутах езды от города-курорта. Построили его по просьбам курортников, хлынувших в Евпаторию в середине XIX века. Уж слишком часто у того побережья происходили кораблекрушения, любителей морских купаний это беспокоило. В 1861 году на 14-метровом строении впервые зажглась масляная лампа. Затем светильники заменили керосиновыми лампами. Новую башню маяка выстроили сразу после войны, сначала 20-метровую, а уже в 1970 году возвели другую, выше в два с лишним раза.

Евпаторийский маяк. Фото: Александр Кустовский
Евпаторийский маяк. Фото: Александр Кустовский

Башня Евпаторийского маяка самая высокая в СНГ – 52 метра. Дальность действия главного фонаря достигает 20 миль!

Фото: Владимир Бочковский
Фото: Владимир Бочковский
Евпаторийский маяк. Фото: Владимир Бочковский
Евпаторийский маяк. Фото: Владимир Бочковский

5. Херсонесский маяк

Херсонесский маяк – один из двух маяков-близнецов. Второй был построен на Тарханкуте в тот же 1816 год. Эти маяки – первые, возведенные на Черноморском побережье. Херсонесский маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирала П.С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед. Маяк Херсонесский стал свидетелем героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях в районе маяка. Несмотря на частые обстрелы и бомбардировки, израненный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя указывал путь советским судам, прорывающимся в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года, в день освобождения Севастополя, на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.

Херсонесский маяк. Фото: Ирина Подлеснова
Херсонесский маяк. Фото: Ирина Подлеснова
Фото: Юрий Коноваленко
Фото: Юрий Коноваленко
Фото: Игорь Кузьмин
Фото: Игорь Кузьмин

Башня маяка была отстроена заново в 1951 году — красивая, белая, железобетонная, высотой 36 метров, облицованная инкерманским камнем, с огромным остекленным фонарным сооружением, сейчас она горделиво возвышается над мысом Херсонес. Дальность действия белого огня маяка 16 миль. Там же установлена звукосигнальная установка — наутофон, современный радиолокационный маяк-ответчик, который действует на 150 миль.

6. Тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк – брат-близнец Херсонесского. Они были построены в один и тот же 1816 год, из одинакового материала и по одному проекту. Почти 200-летний маяк прекрасно сохранился и до сих пор функционирует на самой западной оконечности Крымского полуострова - мысе Тарханкут. Предположительно маяк на этом опасном, с точки зрения судоходства, месте существовал еще в античные времена.

Фото: Константин Аношин
Фото: Константин Аношин
Фото: Ирина Подлеснова
Фото: Ирина Подлеснова

Нынешняя башня высотой 42 метра была построена из белого инкерманского известняка. Благодаря отменному качеству строительства до сих пор сооружение требовало лишь косметического ремонта. В 1851 году на маяке были установлены 13 ламп с рефлекторами. В 1862 году освещение улучшилось — свет распространялся на 12 миль. Во время тумана звучала пневматическая сирена или раздавались удары в колокол. С разрешения администрации маяка можно подняться на башню, преодолев 142 ступени чугунной винтовой лестницы.

7. Ай-Тодорский маяк

Мыс Ай-Тодор, на котором построен маяк, находится недалеко от Ялты, рядом со знаменитым Ласточкиным гнездом. Ай-Тодорский маяк называют святыней Черного моря, его свет виден за 27 миль. Установили маяк в 1835 году на месте римской сигнальной башни античной постройки, от которой к тому времени остался только фундамент.

Ай-Тодорский маяк. Дореволюционное фото
Ай-Тодорский маяк. Дореволюционное фото
-17

Издавна маяк служил ориентиром для мореплавателей. В XV веке по пути из Балаклавы в Феодосию этот мыс обогнул знаменитый путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь из своего хождения за три моря. Сегодня на маяке находятся метеорологическая станция и уникальный музей маячной службы.

8. Меганомский маяк

Еще один крымский маяк расположен на мысе Меганом – между Судаком и Коктебелем. Это самое теплое и солнечное место в Крыму. Его видно даже из поселка Новый Свет. На Меганомском маяке работает уже четвертое поколение смотрителей, которые живут рядом, на небольшом хуторе. Построенный в XIX веке маяк не очень высокий – благодаря местности в этом нет надобности. Меганомский маяк как магнит притягивает туристов. Говорят, атмосфера возле него необычная – мистическая. Прилагаем и супер-атмосферное фото Михаила Гапонова, сделанное рядом с маяком.

Фото: Татьяна Крымская
Фото: Татьяна Крымская
"Призрак смотрителя маяка" - так назвал этот великолепный снимок его автор Михаил Гапонов
"Призрак смотрителя маяка" - так назвал этот великолепный снимок его автор Михаил Гапонов

9. Маяк на мысе Ильи

Мыс Святого Ильи является крайней оконечностью хребта Тепеоба и всей главной гряды крымских гор. Маяка на мысе не было, местные газеты в конце XIX века горестно сообщали: «…в бухту пароходы входили по огням феодосийского яхт-клуба». Кораблекрушение в тех водах было частым явлением. Например, в 1890 году возле мыса Св. Ильи разбились пароходы "Великий князь Константин" и "Владимир". В конце 90-х годов XIX века жена статского советника Евдокия Рукавишникова привезла из Москвы в Феодосию смертельно больного туберкулезом сына. Благотворный климат и ежедневные прогулки до мыса Ильи победили болезнь. Евдокия, желая отблагодарить город, дала обет на свои скромные средства построить маяк на этом берегу. Впервые оптический аппарат шведской системы Линдберга заработал 17 февраля 1899 года.

Фото: Юрий Лашов
Фото: Юрий Лашов
Фото: Юрий Лашов
Фото: Юрий Лашов

У феодосийского Ильинского маяка есть заокеанский тезка: в Аляскинском заливе в 100 километрах от берега Аляски находится небольшой (73,7 кв. км) остров Каяк. Он необитаем, но примечателен тем, что был местом высадки второй экспедиции Беринга, побывал на Каяке и Джеймс Кук. А еще на этом острове, на юго-западной его оконечности, которая носит название мыс Святого Ильи, находится важный для навигации маяк – маяк мыса Святого Ильи.

10. Маяк на мысе Фонарь

Капитальный каменный маяк появился на мысе в 1820 году и был назван Еникальским, по наименованию расположенной поблизости османской крепости Ени-Кале. Первое официальное упоминание о нем можно найти в «Описании маяков на берегах Азовского моря», составленном 18 сентября 1828 года управляющим «Черноморским депо карт» подполковником Н. М. Кумани:

Маяк Еникальский находится на мысе Фонарь для показания входа в Еникальский пролив, отстроен в 1820 году, наружная его часть из тесанного, подбеленная, а внутренняя из бутового камня выщекатуренная; освещается фонарем с 9 рефлекторами.

Изначально сооружение находилось в распоряжении Гражданского ведомства и содержалось на средства местного купечества. В 1829 году его передали Гидрографической части Николаевского порта, а в 1886-ом маяк получил государственный статус.

Фото: Александр Никляев
Фото: Александр Никляев

В годы Великой Отечественной войны мыс Фонарь оказался в зоне ожесточенных боев. После поражения Крымского фронта в мае 1942 года именно сюда стекались остатки трех советских армий, разгромленных противником.

Фото: Елизавета Прийма
Фото: Елизавета Прийма

Во время сражений здание Еникальского маяка было полностью разрушено. Восстановили башню лишь в 1953 году, с тех пор и поныне она продолжает нести свою бесконечную вахту, подавая навигационные сигналы проходящим мимо кораблям. Летом 1995 года вблизи маяка во время шторма потерпело крушение сирийское судно «Дожа», перевозившее груз стекла и древесноволокнистых плит. Часть топлива, находящегося в баках, пролилась в море, образовав нефтяное пятно размером 100 на 300 метров. Несколько месяцев борт корабля еще виднелся над поверхностью залива как символ торжества стихии над достижениями цивилизации. Со временем волны Меотиды и зыбкое песчаное дно поглотили его полностью, предоставив крабам и русалкам играть в прятки в железном остове. Природа торжествует, и, несмотря на пустынный пейзаж, она тут богата.

Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ".

Любой из выпусков издания можно приобрести в нашем виртуальном КИОСКЕ на сайте.