Учебная мотивация – это твой внутренний двигатель (желание), который вдохновляет тебя на активное обучение в школе и преодоление разных трудностей в таком нелёгком деле. Самым интересным и необычным является то, что мотивация в данном случае иногда оказывается намного важнее даже самого интеллекта.
Как повысить свою учебную мотивацию
1.) Сохраняй ощущение неотложности. Когда на тебя со всех сторон давят, повторяя, как важно учиться на 100 %, единственное, что может спасти – это стремление работать быстрее. Если ты сумеешь его в себе вызвать, то точно будешь действовать. Как это осуществить? Без лишних размышлений просто начни что-то делать прямо сейчас, из раза в раз мысленно проговаривая: «Сделай это! Сделай сейчас же! Сделай немедленно!» Такой неожиданный для твоей головы «сюрприз» моментально её «ошарашит» и не даст ей придумать кучу доводов в пользу лени.
2.) Мысленно приблизь дедлайн. Представь, что у тебя есть только один день на выполнение какой-то важной работы. Допустим, ваш класс предупредили, что в скором времени каждому предстоит написать свой проект, но точные сроки пока не указали. У тебя есть возможность уже сейчас поработать на себя. Берёшь и применяешь «метод дедлайна»: представляешь, что проект сдавать уже завтра, а у тебя ещё ничего не готово (и стараешься мысленно в это поверить). Так ты моментально вынудишь себя начать что-то делать: подготовишь некоторые заметки и прочитаешь часть необходимой литературы. А вот когда уже более точно назовут сроки проекта, тебе потребуется намного меньше времени, чтобы освежить в памяти информацию, которую удалось подготовить заранее, лишь немного её дополнив новой. Так ты усвоишь материал в несколько раз лучше и в момент обсуждения твоего проекта будешь ориентироваться в нём как рыба в воде. Люди, которые стремятся к успеху, постоянно действуют, чтобы добиться высоких результатов. Просто они знают: под лежачий камень вода не течёт.
3.) Действуй сам(а) – не жди «надсмотрщика с палкой». Если посмотреть на статистику, лишь 2 % людей умеют работать без понуканий со стороны. Их принято называть лидерами. Дело в том, что они чётко понимают, каких вершин хотят достичь, а где уже подмешиваются амбиции родителей, школы и сверстников. Поэтому, когда ты твёрдо решаешь, что нужно именно тебе (кем ты конкретно хочешь быть, следуя за своей мечтой), то автоматически берёшь всю ответственность на себя и начинаешь сам(а) себя мотивировать к достижению целей.
Старайся вырабатывать привычку делать всё самостоятельно, не ожидая, что кто-то должен прийти на помощь/проверить твою работу (не путай с неумением принимать помощь!). Именно такой взгляд на мир превращает тебя во взрослого и ответственного человека, который умеет жить самостоятельной и свободной жизнью.
4.) Вырабатывай навык учиться. Самое неприятное случается тогда, когда ты с усердием проводишь время за учебниками, но в конечном итоге понимаешь, что так ничего и не выучил(а). Причина – ты можешь часами учить то, что уже и так знаешь. Просто материал был написан другими словами, но имелось в виду то же самое. А ведь главное – это как раз найти информацию, которую ты вообще видишь впервые. Её очень просто отличить от всего остального – она обычно удивляет какими-то до сих пор неизвестными тебе фактами.
5.) Учись эффективно. Что это значит? А вот что: принимаясь за выполнение уроков, попробуй себя проверить, т. е. постарайся вспомнить всё (без подглядываний в учебник и тетрадь с записями), что ты уже знаешь по теме, которую планируешь изучить. Затем открой и загляни в учебник/тетрадь, сверяя свои размышления с написанным там. Выдели то, что не запомнилось ранее, и сосредоточься именно на этом.
6.) Укрепляй и улучшай универсальные навыки. Это такие умения, которые могут пригодиться тебе в изучении разных предметов: быстро читать и писать конспекты, помнить таблицу умножения и формулы из алгебры, т. п. Старайся не допускать, чтобы внутренние слабости (трата времени на бесполезные занятия) или недостаток знаний в какой-то области «тормозили» твой рост (см. следующий пункт).
7.) Отыщи то, что мешает учиться, и без сожаления откажись от этого. Всегда есть что-то, что стоит на пути к цели. Важно найти это и преодолеть. То, что тебя ограничивает, может быть разным: тебе никак не удаётся оторваться от «зависания» в телефоне, в твоём доме всегда слишком шумно для выполнения школьных заданий, тебя очень сильно раздражает сосед по парте и т. д. Это на первый взгляд кажется, что тебе мешает получать знания кто-то или что-то со стороны, но, если хорошенько присмотреться, можно понять – на самом деле всё зависит только от тебя. Как? Сейчас разберёмся на конкретном примере.
Допустим, в школе дали задание, которое необходимо выполнить в паре с кем-то. Ты выбираешь человека в «коллеги», вы договариваетесь, кто какую часть работы возьмёт на себя. Ты ответственно подходишь к её выполнению, а вот твой «коллега» нет. Ты начинаешь негодовать и считаешь, что из-за него ваша совместная работа провалилась, и тебе уже не удастся получить заслуженную высокую оценку. На самом деле всё не так печально, как кажется. Ты можешь сделать свою часть работы как можно лучше и, всё объяснив учителю, попросить его поставить тебе отметку за неё, либо предложить дать тебе дополнительное время, чтобы выполнить и вторую часть задания тоже, сдав всю работу как свою. Главное – не отчаиваться сразу и не обвинять окружающих в «крахе», а пытаться искать выход. Так поступают самостоятельные и сильные люди. А ещё ты поймёшь, с кем в паре лучше потом не работать.
Стоит осознать, что ты отвечаешь только за себя. То, что делают окружающие, это результат их собственного выбора, на который ты часто повлиять не можешь. Если принять данный факт к сведению и постоянно им руководствоваться, то ощущение несправедливости (обиды) быстро пройдёт, и ты начнёшь гораздо спокойнее относиться к «подставляющим» тебя людям, не требуя от них больше, чем они вообще способны дать.
8.) Сильно не распаляйся – сосредоточься на самых значимых результатах. Когда вокруг столько возможностей, которым необходимо уделить внимание, иногда сложно вспомнить, что же всё-таки является наиболее важным. Занятия в кружках, секциях, клубах, волонтёрских организациях – очень значимы, не спорю, особенно если ты сам(а) их выбрал(а) по душе. Однако не стоит забывать и о таком важном факторе, как учёба. Ведь именно её успехи в большей степени дадут тебе шанс выбрать и поступить после школы туда, куда ты хочешь. Поэтому иногда стоит и ей уделять особое внимание.
Один из основных вопросов школьного времени звучит так: «Какой навык, если бы я им прекрасно овладел(а), наилучшим образом помог бы мне в учёбе?» Попробуй задать его тем учителям, с которыми больше всего находишь общий язык, а также друзьям и членам семьи. После того как получишь ответы, можно попробовать на их основе улучшить результаты в какой-нибудь сфере своей жизни (пусть она и не совсем, как тебе кажется, связана с учёбой). Потом рискни то же самое сделать и со следующей сферой. Помни: улучшая одну область жизни, автоматически выравниваешь и все остальные, включая учебную. Да, и вообще, не все советы окружающих – нудные и бесполезные нравоучения. Ты становишься лучшей версией себя, когда начинаешь прислушиваться к качественным и позитивным мнениям тех, кто положительно к тебе настроен.
Удачи тебе и терпения в этом нелёгком труде!
Опора на сайты: