Виктор Алексеевич Бобров (1842–1918) — русский живописец и график, представитель петербургского академизма, который поначалу подавал очень большие надежды, но потом его отношение к делу стало для критиков поводом для насмешки. О том, почему так получилось и в чём своеобразие творчества художника мы и поговорим в этой статье.
Виктор Бобров родом из обеспеченной купеческой семьи. Его отец был выходцем из крестьян, разбогател на торговле и пытался компенсировать собственную нехватку образования желанием дать его своим детям. Поэтому Виктор учился в лучших частных пансионах и гимназиях Петербурга, а потом наперекор воле отца поступил в Академию художеств.
Бобров отличался редкостным трудолюбием, и в целом был на хорошем счету, ему даже вручили парочку серебряных медалей за этюды, которые он рисовал множество. Охотно и мастерски работал с карандашом, мелом и белилами, а из лучших его работ, созданных в 1860 годы, можно выделить портрет В. М. Максимова.
Впрочем, Бобров умел писать картины и маслом, как на автопортрете 1861 года. Крестьянское упорство и настойчивость в достижении цели, свойственное его характеру, Боброву удалось передать очень убедительно, хотя это скорее лицо труженика, нежели выдающегося творца. Как показал жизненный путь Боброва, автопортрет в этом отношении был практически пророческим.
Бобров был достаточно разносторонним человеком, интересовался музыкой, литературой. Дружил с историком Костомаровым, написал его портрет, где он сидит вечером у печурки рядом со своей сестрой и читает книжку. Благодаря сложному в исполнении, но неплохо написанному освещению создаётся ощущение уюта и покоя, а ведь Бобров в то время даже ещё не закончил Академию художеств.
Расцвет творчества Боброва пришёлся на конец 1860-начало 1870-х годов. Он много работает, ежегодно представляет на выставках свои картины, которые всегда встречаются с интересом. Критики пишут хвалебные рецензии, а за картину изображавшего в своей мастерской знаменитого скрипичного мастера Антонио Страдивари Бобров был удостоен звания академика живописи.
Постепенно рабочая рутина всё более сказывалась на творчестве Боброва. Он писал в основном портреты богатых заказчиков, рассудив, что «Саврасов вон какой мастер, но в нищете живёт, а портрет — вещь надёжная, особенно когда пишется под конкретного заказчика». В общем, крестьянско-купеческий подход к живописи у Боброва стал преобладать над чисто творческим.
Помимо портретов, Бобров хорошо изучил технику офорта, которая в то время была очень востребована, поскольку издавалось множество журналов,готовых платить за хорошие офорты большие деньги. В этом деле он был настоящим мастером, ему удавалось отлично прорисовывать лица, создавать иллюзию объёма посредством нанесения мелкого штриха.
Бобров способствовал популяризации живописи, когда получил заказ на серию офорт с картинами русских художников, например, знаменитых «Бурлаков на Волге» Репина. Благодаря его работам простые люди могли представить, как выглядела эта картина, поскольку далеко не все могли прийти в музей и посмотреть на неё вживую.
В 1880-х годах Бобров работал над серией гравюр, изображавших знаменитых художников, писателей и других деятелей искусства. Некоторые из них, по мнению искусствоведов, были хороши, но большинство излишне академичны, выполненные без души и творческого рвения, как работает уставший мастер-ремесленник, который трудится исключительно ради заработка, по уже готовым схемам, не пытаясь придумать что-то новое.
Бобров легко уловил интерес периодических изданий к легкомысленным рисункам девушек и обнажённой натуре и принялся штамповать такие рисунки десятками с одной и той же натурщицы, лишь слегка меняя антураж, позу и название.
Критики негодовали: Бобров неутомим, но пишет и рисует всегда одно и то же с минимальными изменениями, даже не задумываясь над сменой натурщицы. Друзья писали: «Бобров под конец совсем свихнулся, в погоне за грошом забыл про искусство».
Революция 1917 года стала для Боброва переломной точкой. Не выдержав потрясений и полуголодного существования в Петербурге 76-летний художник умер.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.