Рядом с островом Котлин, где расположен Кронштадт, находится несколько фортификационных сооружений, фортов. Некоторые из них настолько грандиозны по своему масштабу и сложности строительства, что сравнимы с уровнем древней мегалитической кладки. Например, гранитная кладка форта «Александр I».
Огромные гранитные блоки форта являются защитой против корабельных пушек. Кладка безрастворная, как в древних строениях с качественной подгонкой блоков. Как это могли построить лапотные крестьяне, которых привлекали для строительства С-Петербурга, непонятно.
В районе Кронштадта несколько фортов. Вот карта их расположения:
Но речь не про форт «Александр I». В этой статье предлагаю обсудить один интересный факт. Достаточно странно выглядит кладка гранитных блоков в форте «Граф Милютин».
На блоках видны следы обработки камня, грани не всех блоков выравнены. И на большинстве оставлены выступы, которые не являются декоративным приемом в оформлении внешнего вида кладки. И эти выступы очень похожи на выступы в полигональной кладке в Перу.
Только выступы в блоках кладки форта «Граф Милютин» расположены по центру блока. Для чего строители оставили эти выступы? Есть достаточно распространенное мнение, что выступы нужны были для захвата блока захватом при его подъеме на стену. Выглядело это примерно так:
Строили так и в средневековье. Такими захватами можно было поднимать относительно небольшие блоки. Массивные же блоки могли выскочить из захвата и для этого на блоках оставляли выступы, зацепы.
Есть другое мнение. Выступы в камне нужны были для оценки объема выполненной работы мастерами. Строительство вели из блоков с рваной внешней поверхностью. А потом фасад доводили низкоквалифицированные мастера, стесывая породу бучардами или другим инструментом.
По этим выступам можно было оценить объем породы, стесанной с кладки и оплатить работу мастеров исходя из расценок того времени. Странно, что вместо выступов мастера оставили наполовину необработанные блоки. Да, и обработка выглядит какой-то черновой, с бороздами. Не то, что в кладке форта «Александр I». Возможно, форт «Граф Милютин» недостроили. Недострой виден и в таких примерах:
Этот элемент не доделали, не обтесали до конца. Вот бы посмотреть на этот процесс, как это делали мастера в то время. Что за бучарды у них были тогда? Или применяли ныне неизвестную технологию обработки камня?
Обработать гранит можно лишь ударным или температурным способом. По текстуре видно, что блоки никто не шлифовал. При ударе в кристаллической решетке минералов возникает напряжение и раскрывается трещина, которая приводит к отслоению части структуры гранита.
При температурном воздействии возникает температурный градиент и тоже напряжения в кристаллической структуре минералов. Тоже происходят отслоения. Недоделанный архитектурный элемент похож на применение такой технологии обработки гранита горелкой.
А какие технологии могли применять еще? Все больше и больше фактов накапливается на тему вибрационного воздействия на материю. Что материя под действием определенных частот звука или вибраций может вести себя иначе. Например, хрупкое становится пластичным. Посмотрите этот двухминутный ролик, в котором видно, как под действие мощного звука низкой частоты хрупкое стекло изгибается как лист металла:
Разрушения стекла под действием звука не происходит, хотя деформации значительные. Тогда как при механическом изгибе в таком размере деформаций оно бы треснуло.
Другой возможный принцип обработки камней с кристаллической структурой – обратный пьезоэффект. Гранит – поликристалл. В нем при деформациях может генерироваться электрический разность потенциалов на разных гранях. Есть обратный пьезоэффект, когда разность потенциалов приводит к изменению геометрических размеров кристалла. Для понимания о чем речь – короткий 30-секундный ролик:
Теоретически можно подобрать переменное напряжение, когда оно будет приводить к разрушению структуры кристалла (на резонансной частоте). На других частотах каменный блок мог становиться пластичным и слегка растекаться под своей массой, заполняя неровности и швы. Отсюда такое качество подгонки блоков.
Все это лишь предположения, но которые имеют под собой вполне реальную физику. И это отдельная большая тема для исследований в НИИ. А наука сейчас, как многие знают, грантовая. На такое вряд ли кто сейчас выделит бюджет. Это назовут антинаукой и отправят читать учебники.