Найти тему
Русская армия. История.

Как белогвардейский генерал в Великую Отечественную решил записаться рядовым в Красную армию. Что из этого получилось

Советские солдаты
Советские солдаты

Ностальгирующие по Советскому Союзу люди иногда заявляют, что чуть ли не все эмигрировавшие из России белые офицеры с началом Великой Отечественной войны перешли на сторону немцев. Или сочувствовали им. Несомненно, были и такие. Но большинство офицеров сражавшихся против большевиков в Гражданскую войну были в первую очередь русскими патриотами и никак не могли желать поражения своему Отечеству.

Даже самые отъявленные противники советской власти, казалось, очнулись. Многие из них мне говорили, что они решили "стоять за Россию"
(Из воспоминаний генерал-лейтенанта Петра Махрова)

Многие эмигранты сражались против немцев в рядах союзнических армий, другие изъявили желание вступить в ряды Красной армии. Петр Семенович Махров начал свой боевой путь еще в Русско-японскую войну в качестве подпоручика в Маньчжурской армии. В Первую мировую временно исполнял должность начальника штаба 34-й дивизии, затем был старшим адъютантом в оперативном отделении. К 1917 году был назначен командиром 13-го Сибирского стрелкового полка, который отличился в боях за Ригу. В том же 1917 году произведен в генерал-майоры.

Петр Семенович Махров
Петр Семенович Махров

С началом Гражданской войны Махров решил не принимать в ней участия. Лишь когда Красная армия приблизилась к Полтаве, где генерал отдыхал по болезни, он уехал в Крым и вступил в Добровольческую армию. За годы Гражданской войны Махров успел послужить у генерала Деникина, у генерала Врангеля и у генерала Шкуро, того самого, что потом служил Третьему рейху.

В 1920 году в связи с критическим положением Добровольческой армии был созван военный совет, на котором Махров активно выступал за продолжение борьбы. 8 июня Махров был произведен командующим Русской армии генералом Врангелем в генерал-лейтенанты. По поручению Врангеля он отправился в Польшу для формирования 3-ей Русской армии, которая должна была выступить против большевиков. Однако Польша заключила мирный договор с Советской Россией и после этого о формировании каких-либо подразделений на ее территории не могло быть и речи.

До 1924 года Махров оставался представителем Врангеля в Польше. После поражения Белого движения переехал в Париж. Там преподавал английский и русский языки. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Махров воспринял это событие крайне болезненно. Как русский патриот он не мог оставаться в стороне и принял решение записаться в Красную армию, пусть даже совсем недавно и воевал против нее. При этом генерал-лейтенант был готов идти даже рядовым. Позже он вспоминал:

День объявления войны немцами России, 22 июня 1941 г., так сильно подействовал на всё моё существо, что на другой день, 23-го, я послал заказное письмо Богомолову (советский посол во Франции), прося его отправить меня в Россию для зачисления в армию, хотя бы рядовым (Из письма генерал-лейтенанта Петра Махрова полковнику Петру Колтышеву)
Нападение Германии на СССР
Нападение Германии на СССР

В письме отправленном советскому послу было указано, что защита интересов России для генерала, это первостепенная задача:

Господин полпред! Долг солдата обязывает меня защищать мою Родину вместе с Русским народом! Прошу Вас ходатайствовать перед Советским правительством о разрешении мне возвратиться в Россию, и о зачислении меня в ряды Красной Армии. (Из письма Махрова советскому послу Богомолову)

К сожалению содержание письма стало известно не только советской стороне, но и французскому режиму Виши, марионеточному правительству, которое было назначено немцами после поражения Франции. 19 августа 1941 года генерал-лейтенант Махров был арестован. Причиной ареста послужили еще и письма Махрова своим товарищам, где он прямо говорил, что СССР разгромит немцев:

...вы в письмах ваших в Испанию к одному из ваших офицеров-эмигрантов писали, что Красная армия «расшибёт»… немцев… и призывали не сотрудничать с Гитлером в борьбе против России. Вы даже выражали готовность поступить в ряды Красной армии. Всё это было обнаружено цензурой… (Российская газета. 22 июня 1941 года начальник штаба Деникина и Врангеля пытался записаться на фронт добровольцем)
Махров Петр Семенович
Махров Петр Семенович

Махров был направлен в концентрационный лагерь Ле-Верне. В лагерях и тюрьмах он видел много других русских: "среди арестованных были русские с военным французским крестом, заслуженным за доблесть в боях за Францию против немцев", - позже вспоминал он.

Генералу на тот момент было уже 65 лет. 7 декабря благодаря помощи французского генерала Анри Альбера Нисселя с которым Петр Семенович был лично знаком, он вышел на свободу. Однако с тех пор находился под пристальным наблюдением французской полиции.

В лагере Махров еще раз убедился, что нацизм одна из самых отвратительных идеологий. Исхудавшие люди одетые в рваные обмотки больше похожие на живых мертвецов:

...мне в жизни, как участнику двух войн (Русско-японской и 1-й мировой), приходилось переживать тяжкие невзгоды и неприятные минуты, но то, что я испытывал в первые сентябрьские дни [1941 г.] во французском концентрационном лагере, превосходило все (Источник: Родина. — 2021. — № 6. — С. 41. Ганин. А. Белый генерал Пётр Махров: «Прошу… о зачислении меня в ряды Красной Армии»)

Однако коммунистом Махров так и не стал. Еще в лагере по воспоминаниям врача Рубакина генерал говорил, что его "очень интересует социализм. Я о нем много читал и считаю, что мир неизбежно придет к социализму". В то же время после освобождения из лагеря на встречах с белогвардейцами он также говорил:

Победа генерала Жукова мне представлялась очень важным событием, так как это было следствием психологического перелома в душе русского народа, замученного разными бреднями марксизма, ленинизма и сталинизма, отрицавшими религию и национализм... я делал вывод, что победа генерала Жукова под Москвой была только первым серьезным поражением для немцев, которые, несомненно, проиграют войну (BAR. P.S. Makhrov Collection. Box 6. Махров П.С. Белая эмиграция в период 2-й мировой войны. Ч. 1. Тетрадь N 9. С. 750-751)
Красноармейцы в Берлине
Красноармейцы в Берлине

Кстати, письмо Махрова советскому правительству не пропало даром и даже сослужило свою службу. Уже после Второй мировой войны советский посол Александр Богомолов встретился с Махровым и сообщил, что указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении в гражданстве СССР бывших подданных Российской империи, проживавших во Франции от 14 июня 1946 года был вызван, в том числе патриотическим письмом, которое написал Петр Семенович.

...рад поблагодарить вас за тот красивый жест, который вы выразили в день объявления войны, прислав мне письмо с ходатайством разрешить вам вместе со своим народом защищать Родину... Ваше письмо произвело на меня большое впечатление. Я понял, что в русской эмиграции есть патриоты, любящие свою Родину... я не забыл вашего письма и при первой возможности сообщил о нем в Москву. (Источник: Родина. — 2021. — № 6. — С. 41. Ганин. А. Белый генерал Пётр Махров: «Прошу… о зачислении меня в ряды Красной Армии»).)

Махров получил советский паспорт. Однако вернуться на Родину ему так и не довелось. Через год в продлении паспорта ему было отказано. Может быть потому, что он так и не принял коммунистической идеологии. Петр Семенович умер в Каннах в 1964 году так больше и не увидев России. При этом с уверенностью можно заявить, что бывший белогвардеец навсегда остался верен своей Родине - России.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.