Министерство антимонопольного регулирования объявило, что до конца года планирует выработать новую систему ценового регулирования. Бизнес в таких новациях также заинтересован. Как учесть интересы и государства, и субъектов хозяйствования в рамках новой системы регулирования цен?
«ЭГ» попросила руководителей бизнес-объединений высказать мнение и предложения делового сообщества по данной теме.
Виктор Маргелов, директор, сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:
– Безусловно, заинтересованность субъектов хозяйствования в переформатировании системы ценового регулирования присутствует. Крупные организации, по нашим наблюдениям, к системе регулирования цен адаптировались лучше, поскольку, как правило, имеют несколько источников дохода.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в наибольшей мере почувствовали влияние регулирования цен на финансовые результаты своей деятельности.
Мы видим, например, что в розничной торговле во многих случаях рентабельность торговых организаций (субъектов МСП) составляет около 1%, и этого в лучшем случае хватает для выживания, но не для развития бизнеса.
При этом затраты субъектов розничной торговли постоянно растут. Уже объявлено о значительном расширении системы прослеживаемости товаров, а также о массовой замене кассового оборудования. Такое внедрение новых технологий требует значительных средств.
С другой стороны, у розничных организаций возможность заработать путем увеличения торговых надбавок весьма ограничена в связи с действующей системой ценового регулирования. Увеличение расходов на фоне ограничения доходов отрицательно сказывается на возможностях ретейла работать и развиваться.
Сказанное касается не только торговли. На сегодняшний день ценовое регулирование введено в отношении практически 85% товаров, входящих в потребительскую корзину. Соответственно, оно распространяется и на производителей потребительских товаров, в т.ч. фермеров, и на импортеров, и на торговлю.
Поэтому необходимо комплексно пересматривать систему ценового регулирования, учитывая интересы и производителей, и торговли, и потребителей, и государства. Для этого, на наш взгляд, следует задействовать несколько инструментов.
В частности, нужно существенно сузить перечень товаров, цены на которые регулируются. Ведь при нынешних лимитированных надбавках субъектам хозяйствования приходится в убыток торговать некоторыми продуктами питания.
Кроме того, необходимо признать, что ценовую конъюнктуру, которая формируется в стране и иногда вызывает критику со стороны регуляторов, определяют крупные субъекты хозяйствования. Соответственно, их поведение на рынке должно находиться на особом контроле у государства.
В целом, чтобы выработать до конца года новую систему регулирования цен, которая бы отвечала интересам и государства, и бизнеса, уже сейчас необходимо приступать к диалогу с участием представителей делового сообщества и органов госуправления.
Полагаю, одним из элементов новой системы ценового регулирования может стать инструмент саморегулирования. В бизнес-объединения Беларуси входят не все, но многие малые, средние и крупные предприятия. Соответственно, вопросы регулирования цен по наиболее чувствительным для населения вопросам можно решать и с участием бизнес-союзов и ассоциаций.
Сергей Варивода, председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА»:
– Участники автомобильного рынка заинтересованы в корректировке действующей системы ценового регулирования. Автомобильная ассоциация «БАА» неоднократно вносила предложения об исключении регулирования стимулирующих выплат (бонусов) в сфере реализации легковых автомобилей.
Автомобильный бизнес имеет свою специфику. В нем нет места доминированию торгующих организаций над автопроизводителем. Дилер не навязывает автопроизводителю свои требования, скорее, наоборот. Во всем мире автомобильный бизнес строится по схожим схемам. И система мотивации торгово-сервисных организаций здесь базируется на выплатах бонусов (автопроизводителем дистрибьютору, дистрибьютором дилеру).
Подчеркну, что основу автобизнеса составляет послепродажное обслуживание потребителей. И в нынешней системе ограничения стимулирующих выплат мы лишены возможности производить такие выплаты за уровень сервисного обслуживания, профессионального мастерства, показатели лояльности клиентов.
Кроме того, ограниченность бонусных выплат в автобизнесе напрямую влияет на возможность удешевления партнерских кредитных и лизинговых программ для граждан. Такие программы в основном строятся на выплатах торгующих организаций.
Поэтому участники авторынка поддерживают необходимость изменения системы ценового регулирования. Чтобы она отвечала интересам государства и бизнеса, необходимо искать взаимоприемлемый баланс.
На мой взгляд, сейчас этот баланс на автомобильном рынке смещен в сторону административного регулирования. Хотя этот рынок, по крайней мере, дилерский – это почти всегда «рынок покупателя». Здесь потребитель диктует условия, а конкуренция продавцов сдерживает рост цен.
Более того, сегодня на белорусском авторынке доминирует местный автопроизводитель, владельческий контроль за ценами которого осуществляет государство. Это также наша специфика и фактор, подтверждающий, что цены будут находиться на приемлемом для потребителя уровне даже в случае отмены сложной системы административного регулирования.
У импортеров ведь выбор не велик: или удерживаешь цены на сопоставимом (с местным производителем) уровне, или теряешь долю рынка. За несколько десятилетий, которые я работаю в автобизнесе, могу припомнить только споры и ссоры автодилеров на предмет ценового демпинга, а вот взаимных претензий из-за чрезмерного повышения розничных цен нет.
Кстати, согласно данным Белстата, цены потребительского рынка на легковые автомобили с начала года снизились (с декабря 2023 г. по июль 2024 г. на 1,35%).
Автомобильная ассоциация «БАА» предлагает инструмент отраслевого саморегулирования цен и готова подписать с МАРТ соглашение, направленное на ограничение роста цен на легковые автомобили в дилерских салонах.
Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:
– Несмотря на весь резонанс и широкий охват ценового регулирования, летом 2024 г. в наш бизнес-союз не поступало жалоб и предложений по данной теме.
О чем это может говорить? С одной стороны, компании адаптировали бизнес-процессы под требования постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». С другой стороны, насколько нам известно, предложения бизнеса по существенному пересмотру модели ценового регулирования ранее несколько раз вносились и поддержаны не были. Возможно, поэтому субъекты хозяйствования, с которыми мы коммуницируем, сейчас эту тему активно не поднимают.
Однако означает ли это, что систему ценового регулирования не нужно менять? Если сейчас предприятия видят, что в силу ценовых ограничений и оборачиваемости поставлять товар нецелесообразно, то они отказываются его ввозить, производить.
Более того, ценовое регулирование в нынешнем формате заблокировало реализацию некоторых бизнес-моделей, предполагающих установление значительных скидок. Коснулось это, в частности, fashion-индустрии, где торговая надбавка существенно колеблется и зависит от сезона года.
Плюс к этому, конечно, все наглядно по статистике увидели, что ценовое регулирование оказало отрицательное влияние на прибыльность розничной торговли и, соответственно, на налоговую базу. Поэтому бизнес давно озвучивал предложения об изменении модели ценового регулирования.
Какая система регулирования могла бы устроить и государство, и бизнес? Полагаю, основанная на принципе Парето: регулирование 20% потребительских цен должно охватывать 80% товаров, изменение цен на которые оказывает наибольшее влияние на инфляцию. Данные товары – как правило, продукты питания – имеют высокую значимость для населения и должны войти в «красную» группу.
Изменение цен на такие товары должно находиться на постоянном и особом контроле со стороны государства. Высокие темпы роста цен можно «охлаждать» вначале рекомендациями вернуть их обратно, а если этого не происходит, то введением временного госрегулирования.
Товары, динамика цен на которые в меньшей степени влият на инфляцию, но которые при этом пользуются постоянным спросом, можно включить в «желтую» группу и вводить регулирование по ним только в особых случаях. В частности, когда постоянный рост цен наблюдается длительное время, например, в течение одного или двух кварталов.
Все остальные товары, а их большинство, цены на которые оказывают мизерное влияние на инфляцию, можно включить в «зеленую» корзину и отказаться от их жесткого регулирования.
Так мы сможем прийти к новой системе ценового регулирования, которая существенно повысит предпринимательскую свободу, выручку и налоговую базу, но при этом позволит обеспечивать инфляцию в необходимом для государства коридоре.
Кстати, внедряемая сейчас система мониторинга и анализа цен – важный технический инструмент. Он позволит автоматически в режиме реального времени аккумулировать огромный пласт ценовой информации. Благодаря этому появится возможность заменить повсеместное ценовое регулирование на механизмы точечного воздействия на потребительский рынок, когда в этом будет необходимость.
Жанна Тарасевич, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского:
– Система государственного регулирования цен точно в том или ином виде сохранится. Значительная часть населения имеет невысокую зарплату, и поэтому, например, цены на социально значимые товары обязательно будут находиться на особом контроле у государства. Социально ответственный бизнес с пониманием относится к этой ситуации.
Другое дело, когда госрегулирование становится масштабным, постоянным, сложным, то затраты субъектов хозяйствования на калькуляцию цен заметно увеличиваются, маржинальность снижается и мотивация заниматься предпринимательской деятельностью тоже.
За нарушение законодательства в сфере ценообразования предусмотрена административная и уголовная ответственность. Поэтому пользоваться этим инструментом следует аккуратно, точечно и обязательно таким образом, чтобы у бизнеса в результате регулирования сохранялись возможности для развития «и получения достаточной для расширенного воспроизводства прибыли».
Кстати, данный принцип и предусмотрен в ст. 5 Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании». Однако на практике мы видим, что эта формула в нынешнем формате ценового регулирования далеко не всегда выдерживается. Бизнес старается максимально соблюдать ценовое законодательство, но его заинтересованность в переформатировании системы госрегулирования цен совершенно точно существует.
Нынешняя практика сдерживания цен, например на стоматологические и в целом медицинские услуги, говорит о том, что львиная доля регулируемых тарифов не позволяет субъектам хозяйствования рентабельно работать. Поэтому, чтобы сохранить прибыльный бизнес, участники рынка занимаются перекрестным субсидированием.
В сфере стоматологии регулирование коснулось даже тех услуг, которые могут себе позволить только обеспеченные граждане. В результате возможности бизнеса перекрывать убыточность одних направлений деятельности за счет прибыльности других сужаются. При этом затраты на калькулирование цен увеличиваются, а необходимость платить специалистам достойную зарплату и увеличивать ее в условиях недостатка кадров никуда не исчезает.
Ситуация, когда затраты растут быстрее доходов, наблюдается также у импортеров продуктов питания (например, чая, кофе), поставщиков комплектующих для АПК. Поэтому, чтобы бизнес имел мотивацию его развивать, а налоговые поступления в бюджет увеличивались, необходимо переформатировать систему регулирования цен. Тем более – спасибо регуляторам – технические условия для этого также появляются.
Например, новая система мониторинга и анализа цен, предполагающая автоматический сбор ценовой информации, позволит в режиме реального времени наблюдать за динамикой цен, выявлять причины чрезмерного их роста и точечно реагировать на ситуацию.
И такой мониторинг, на наш взгляд, следует использовать не только как механизм ценового контроля, но и как возможность для выстраивания новой системы регулирования цен, которая бы и соответствовала интересам государства, и позволяла бизнесу развиваться.
Как именно этого добиться? На наш взгляд, принцип, который заложен в евразийское законодательство и предполагает введение регулирования цен на товары и услуги на срок 90 дней, вполне может позволить нам выстроить справедливую систему ценового регулирования.
В случае скачков цен, оказывающих существенное влияние на инфляцию либо порождающих напряженность в конкретном сегменте потребительского рынка, государство вправе на это реагировать. Путем, например, введения временного точечного регулирования цен.
Обычно достаточно рекомендаций либо введения госрегулирования на 30 дней, чтобы бизнес услышал государство и исключил факты необоснованного роста цен, которые теперь благодаря внедрению современных технологий будут мгновенно выявляться.
А переход на временную, точечную систему регулирования цен однозначно расширит предпринимательскую свободу и создаст условия для того, чтобы интересы и государства, и бизнеса были учтены.
Читайте также:
Ценовой контроль в 2024 году могут ослабить
Ценовой контроль могут ослабить, но только в исключительных случаях при бесспорном обосновании
Бизнес-союзы собирают информацию о влиянии ценового регулирования