Найти тему
Записки актёра

Как же актёрам удаётся запоминать такие большие тексты? - есть несколько хитростей

Здравствуйте! Вы можете выучить целую пьесу? Причём, не только свой текст, а хорошо бы и знать реплики других персонажей, чтобы ориентироваться в материале и знать где вступать? А хороший актёр просто обязан уметь учить тексты, тренировать свою память, иначе это уже профнепригодность. Да, сейчас есть телесуфлёры, незаметные наушники и прочие способы помочь артистам, но рассчитывать только на них не стоит. Расскажу как артисты запоминают большие тексты, как тренируют память и обменяемся мнениями.

Я в роли Учёного в спектакле «Тень». Кстати, если артист уронил свой текст, по поверью, он должен сесть на него и только тогда поднять, а то роль может не получиться
Я в роли Учёного в спектакле «Тень». Кстати, если артист уронил свой текст, по поверью, он должен сесть на него и только тогда поднять, а то роль может не получиться

Дорогие читатели, хорошая память - это один из главных и самых нужных козырей любого артиста. Нам постоянно нужно учить разные тексты и нужно уметь держать их в голове. Но бывают артисты, у которых с текстом всегда большие проблемы. Они идут на различные хитрости и прекрасно научились выкручиваться. Про хитрости расскажу чуть ниже, начнём с памяти.

Мне очень повезло с памятью, за что спасибо родителям. Я легко учил стихи ещё в школе, мне было достаточно прочитать пару раз и я уже знал их наизусть. К поступлению в театральный вуз я выучил довольно много материала, чтобы быть разным на разных этапах и турах. Но когда я поступил и стал студентом, я понял, что память у меня не идеальная. Наши педагоги заставляли нас каждый день выучивать новое стихотворение из «золотого» или «серебряного» века, дабы развивать нашу память и это было испытанием. Нужно было не просто зазубрить, а уметь донести мысль автора и вложить своё отношение. Тогда я думал, что это каторга, но сейчас вспоминаю педагогов с теплотой и благодарностью - ведь это очень помогает в жизни и в профессии.

Хороший артист знает не только свой текст, но и партнёров. И если кто-то забыл слова, нужно подсказать так, чтобы зритель не заметил «косяка»
Хороший артист знает не только свой текст, но и партнёров. И если кто-то забыл слова, нужно подсказать так, чтобы зритель не заметил «косяка»

И многие режиссёры мне потом говорили, что это самый лучший и простой способ держать память в тонусе - учить каждый день хотя бы маленькое стихотворение, и желательно классику, потому как у современной поэзии часто дурной слог, который может лишь навредить упражнению. Если уж не стихотворение, то хотя бы каждый день узнавать что-то новое: читать интересную научную статью или факты, в общем нагружать память.

В институте мы играли отрывки и этюды, учили кучу разных текстов, разбирали их с педагогами, не говоря о речевых занятиях, где тоже нужно было запоминать большие куски текстов. Например, древнегреческий эпос - это полотна однотипного и сложного материала, в которых весьма туманные авторские мысли и их нереально сложно выучить. А на втором курсе мы учили «Евгения Онегина» Пушкина целиком и рассказывали его на экзамене, причём все и вразнобой. Кто-то начинал, а потом педагог показывал на случайного студента пальцем и он должен был включиться, продолжить и подхватить интонацию и посыл. Это я к тому, что в хороших вузах артистам прекрасно тренируют память и потом у нас нет особых проблем с текстами.

Когда артисты очень близко друг к другу, то можно тихонько подсказать текст. Иы умеем почти не открывая рот шептать
Когда артисты очень близко друг к другу, то можно тихонько подсказать текст. Иы умеем почти не открывая рот шептать

Но это только если продолжать тренировки. Стоит хоть на месяц выбиться из работы, уехать на отдых, переключиться, как мозг тут же расслабляется и вернуться к работе бывает трудно. Конда я служил в театре, после отпуска у меня все тексты из головы вылетали, и приходилось усердно навёрстывать, что-то даже заново учить, И кстати, я и многие мои коллеги считаем что текст в стихах учить гораздо легче, нежели прозу. Мой личный секрет - влюбиться в текст. Если текст не нравится, то и учить его невероятно сложно. Поэтому первым делом я убеждаю себя, что очень его люблю. Особенно на съёмках, где сценарии часто кривые и имбицильные. Но, благо, на съёмках обычно не просят учить слово в слово, и можно заменять фразы близко по смыслу, присваивать и оживлять текст.

Выучить пару страничек для проб в кино - нет проблем. Да и вообще, в кино всё проще. Огромные перерывы между дублями и сценами позволяют досконально выучить свою роль, даже если ты приходишь совсем без подготовки. А вот в театре - другое дело. Если я был занят в спектакле, который репетируется с нуля, я был счастлив и вообще не волновался за текст, как и многие артисты - мои коллеги. В таких случаях всегда есть застольный период, в который разбирается материал, потом мы долго репетируем с листочками текста и он сам запоминается. Мы называем это «на ногах». Мы по тысячу раз репетируем одно и то же, и у меня текст начинает ассоциироваться с мизансценами, перемещениями, реакциями и оценками. Ну а если предстоит ввод в готовый спектакль, то это всегда для меня проблема и стресс.

У нас был неприятный момент в одном из спектаклей, когда все артисты на сцене одновременно забыли слова и не знали что говорить дальше. Так мы три раза по кругу повторили сцену в разных красках и только потом вспомнили. Но зритель подумал что так и надо
У нас был неприятный момент в одном из спектаклей, когда все артисты на сцене одновременно забыли слова и не знали что говорить дальше. Так мы три раза по кругу повторили сцену в разных красках и только потом вспомнили. Но зритель подумал что так и надо

Тут уж приходится учить, и хорошо если репетиций много, но бывали у меня и срочные вводы. Например, однажды мне нужно было играть в «Каменном госте» на следующий день (артист заболел), и я всю ночь учил пьесу. Выручает натренированная память, хотя бывали у меня моменты, когда я забывал текст от спешки ввода и нервов. И вот тогда на помощь приходят хитрости.

Есть в театрах еле заметные наушники, в которые помреж подскажет текст. Обычно ими пользуются пожилые артисты, но и срочные вводы можно так выручить. Была у нас в театре актриса, которая вообще не могла ничего запомнить, хотя она и талантливая. Так вот, она всегда играла с наушником ещё и раскладывала бумажки с текстом по всей сцене так, чтобы зритель их не видел. Она знала где лежит каждый кусочек, а текст запомнить не могла - парадокс. Сейчас всё чаще появляются телесуфлёры, которые стоят на авансцене перед зрителем. Но лично мне сложно с них читать - очень отвлекает. Мне проще текст знать.

Ну и целая категория артистов всегда говорят близко к тексту, своими словами. Они учат текст, запоминая общую мысль и говорят его на сцене приблизительно. В классике это недопустимо (хотя и такие случаи бывают. Мы играли «Горе от ума» и одного из наших артистов поправила зрительница. Вот ему неловко было!), а вот в современной драматургии - пожалуйста. Ну а вообще - плохая память это профнепригодность. Поэтому уважающий себя артист должен знать текст. В конце концов, зритель платит деньги и не хочет видеть вспоминающего роль артиста.

Это я в спектакле по Островскому «На всякого мудреца...». Был у нас артист, который своими словами даже текст в стихах умудрялся играть. Он на ходу сочинял, да так, что было очень похоже на Шекспира
Это я в спектакле по Островскому «На всякого мудреца...». Был у нас артист, который своими словами даже текст в стихах умудрялся играть. Он на ходу сочинял, да так, что было очень похоже на Шекспира

Ну и есть у нас правило - если забыл, всё-таки, текст, то зритель ничего не должен заметить. Актёр обязан выкрутиться и сделать так, чтобы забытый текст выглядел, как поставленный режиссёром момент. Ну а если зритель заметил - значит роль провалена и, по-хорошему, такому артисту объявляют выговор.

А вы что думаете? Замечали ли вы как артисты забывают текст на сцене? Как выкручивались? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Ясные дни забрали себе: о миллионах из бюджета для наших артистов в пустоту
Записки актёра
16 сентября 2024

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!