Здравствуйте! Вы можете выучить целую пьесу? Причём, не только свой текст, а хорошо бы и знать реплики других персонажей, чтобы ориентироваться в материале и знать где вступать? А хороший актёр просто обязан уметь учить тексты, тренировать свою память, иначе это уже профнепригодность. Да, сейчас есть телесуфлёры, незаметные наушники и прочие способы помочь артистам, но рассчитывать только на них не стоит. Расскажу как артисты запоминают большие тексты, как тренируют память и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, хорошая память - это один из главных и самых нужных козырей любого артиста. Нам постоянно нужно учить разные тексты и нужно уметь держать их в голове. Но бывают артисты, у которых с текстом всегда большие проблемы. Они идут на различные хитрости и прекрасно научились выкручиваться. Про хитрости расскажу чуть ниже, начнём с памяти.
Мне очень повезло с памятью, за что спасибо родителям. Я легко учил стихи ещё в школе, мне было достаточно прочитать пару раз и я уже знал их наизусть. К поступлению в театральный вуз я выучил довольно много материала, чтобы быть разным на разных этапах и турах. Но когда я поступил и стал студентом, я понял, что память у меня не идеальная. Наши педагоги заставляли нас каждый день выучивать новое стихотворение из «золотого» или «серебряного» века, дабы развивать нашу память и это было испытанием. Нужно было не просто зазубрить, а уметь донести мысль автора и вложить своё отношение. Тогда я думал, что это каторга, но сейчас вспоминаю педагогов с теплотой и благодарностью - ведь это очень помогает в жизни и в профессии.
И многие режиссёры мне потом говорили, что это самый лучший и простой способ держать память в тонусе - учить каждый день хотя бы маленькое стихотворение, и желательно классику, потому как у современной поэзии часто дурной слог, который может лишь навредить упражнению. Если уж не стихотворение, то хотя бы каждый день узнавать что-то новое: читать интересную научную статью или факты, в общем нагружать память.
В институте мы играли отрывки и этюды, учили кучу разных текстов, разбирали их с педагогами, не говоря о речевых занятиях, где тоже нужно было запоминать большие куски текстов. Например, древнегреческий эпос - это полотна однотипного и сложного материала, в которых весьма туманные авторские мысли и их нереально сложно выучить. А на втором курсе мы учили «Евгения Онегина» Пушкина целиком и рассказывали его на экзамене, причём все и вразнобой. Кто-то начинал, а потом педагог показывал на случайного студента пальцем и он должен был включиться, продолжить и подхватить интонацию и посыл. Это я к тому, что в хороших вузах артистам прекрасно тренируют память и потом у нас нет особых проблем с текстами.
Но это только если продолжать тренировки. Стоит хоть на месяц выбиться из работы, уехать на отдых, переключиться, как мозг тут же расслабляется и вернуться к работе бывает трудно. Конда я служил в театре, после отпуска у меня все тексты из головы вылетали, и приходилось усердно навёрстывать, что-то даже заново учить, И кстати, я и многие мои коллеги считаем что текст в стихах учить гораздо легче, нежели прозу. Мой личный секрет - влюбиться в текст. Если текст не нравится, то и учить его невероятно сложно. Поэтому первым делом я убеждаю себя, что очень его люблю. Особенно на съёмках, где сценарии часто кривые и имбицильные. Но, благо, на съёмках обычно не просят учить слово в слово, и можно заменять фразы близко по смыслу, присваивать и оживлять текст.
Выучить пару страничек для проб в кино - нет проблем. Да и вообще, в кино всё проще. Огромные перерывы между дублями и сценами позволяют досконально выучить свою роль, даже если ты приходишь совсем без подготовки. А вот в театре - другое дело. Если я был занят в спектакле, который репетируется с нуля, я был счастлив и вообще не волновался за текст, как и многие артисты - мои коллеги. В таких случаях всегда есть застольный период, в который разбирается материал, потом мы долго репетируем с листочками текста и он сам запоминается. Мы называем это «на ногах». Мы по тысячу раз репетируем одно и то же, и у меня текст начинает ассоциироваться с мизансценами, перемещениями, реакциями и оценками. Ну а если предстоит ввод в готовый спектакль, то это всегда для меня проблема и стресс.
Тут уж приходится учить, и хорошо если репетиций много, но бывали у меня и срочные вводы. Например, однажды мне нужно было играть в «Каменном госте» на следующий день (артист заболел), и я всю ночь учил пьесу. Выручает натренированная память, хотя бывали у меня моменты, когда я забывал текст от спешки ввода и нервов. И вот тогда на помощь приходят хитрости.
Есть в театрах еле заметные наушники, в которые помреж подскажет текст. Обычно ими пользуются пожилые артисты, но и срочные вводы можно так выручить. Была у нас в театре актриса, которая вообще не могла ничего запомнить, хотя она и талантливая. Так вот, она всегда играла с наушником ещё и раскладывала бумажки с текстом по всей сцене так, чтобы зритель их не видел. Она знала где лежит каждый кусочек, а текст запомнить не могла - парадокс. Сейчас всё чаще появляются телесуфлёры, которые стоят на авансцене перед зрителем. Но лично мне сложно с них читать - очень отвлекает. Мне проще текст знать.
Ну и целая категория артистов всегда говорят близко к тексту, своими словами. Они учат текст, запоминая общую мысль и говорят его на сцене приблизительно. В классике это недопустимо (хотя и такие случаи бывают. Мы играли «Горе от ума» и одного из наших артистов поправила зрительница. Вот ему неловко было!), а вот в современной драматургии - пожалуйста. Ну а вообще - плохая память это профнепригодность. Поэтому уважающий себя артист должен знать текст. В конце концов, зритель платит деньги и не хочет видеть вспоминающего роль артиста.
Ну и есть у нас правило - если забыл, всё-таки, текст, то зритель ничего не должен заметить. Актёр обязан выкрутиться и сделать так, чтобы забытый текст выглядел, как поставленный режиссёром момент. Ну а если зритель заметил - значит роль провалена и, по-хорошему, такому артисту объявляют выговор.
А вы что думаете? Замечали ли вы как артисты забывают текст на сцене? Как выкручивались? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин