Сначала прелюдия. Анекдот в виде притчи или притча в виде анекдота.
"Сидели на крыше девочка и мальчик и плевали в людей, кто больше попадёт, тот и выиграет. Девочка была добрая, а мальчик - злой. Мальчик попал семь раз и проиграл, а девочка девять и выиграла. Потому что добро всегда побеждает зло".
Именно такую победу над злом зачастую демонстрирует западный кинематограф. Схема обычно простая. Появляется злодей и давай всё рушить. Приходит герой и получает по щам, чтобы завоевать сочувствие зрителей. А, получив его, начинает убивать злодея, попутно дорушив всё то, что не дорушил злыдень. Моральные качества героя приветствуются, но не обязательны.
Вот такая немудрёная демонстрация в стиле доктора Выбегалло и его моделью счастливого человека ("Все беды, эта, от неудовольствия проистекают и ежели, значить, дать человеку всё – хлебца, значить, отрубей пареных, – то и будет не человек, а ангел" АБС)
Чем мне понравились дорамы, особенно старые? Тем, что этот подход был им чужд, и победа достигалась прежде всего как победа духа. К сожалению, сейчас это понемногу меняется. Я недавно посмотрела фильм "Отважная Ши Мин" с прекрасной Син Хе Сон и без труда узнала в нём фабулу типичного боевика 90-х. Причём настолько утрированную, что хоть смейся, хоть плачь.
Меня это опечалило и, поскольку финальные разборки проходили на школьном ринге, я вспомнила "Лети, папочка, лети!", а заодно и "Что мне делать?" с Ли Джун Ги и захотелось вспомнить, как это было...
Начнём с "Папочки"
Если посмотреть синопсис, то всё как раз просто.
Чжан Га Пилю 40 лет, и он "Кореец номер 1", то есть делает всё как все. Женат, работает, ждёт повышения, растит дочь,платит ипотеку. Казалось бы, что он сделала такого, что на него обрушилась беда? Но, как сказали в другом фильме "д...рьмо случается". "Нравственно испорченный" боксёр (школьный чемпион и вообще будущая звезда) Кан Тхэ Ук избивает его дочь в караоке, да так, что бедняжка попадает в больницу. И что может Га Пиль? А получается, что ничего. Родители Тхэ Ука сидят высоко, школа "за него-за него", а сам бизнесмен заплыл жирком и проучить хама не может. И жизнь его ломается об коленку, потому что он ощущает себя никчёмным. Он не может защитить то, что ему дорого, а дочь начинает настолько бояться мира вокруг, что не в состоянии выйти из больницы... В полном отчаянье Га Пиль (он же будущий "Папочка", но до этого ему надо ещё семь медных сапог сносить), идёт убивать злодея с ножом. Взял с кухни, обернул газетой и пошёл - оцените уровень помрачения... Хорошо, что ему мешает Го Сын Сок, который негласно, но круче Тхэ Ука, и тому это прекрасно известно. Всем остальным - тоже известно. В результате ряда происшествий Сын Сок становится тренером Га Пиля - у их примерно 40 дней, чтобы тот смог победить Тхэ Ука на ринге и реабилитироваться как муж, отец и человек.
Сразу видно, как вопрос был бы решён в Голливуде. Хорошо, что он далеко...
Кстати, я хоть и не читала роман Канесиро Кадзуки, но смотрела японскую экранизацию "Папочки" (корейская является ремейком), там тема победы над собой, а не над противником, показана, пожалуй, ярче, но корейская версия ближе моему сердцу.
Я не буду в данной статье подробно разбирать героев (хоть и хочется) и тонкости игры (всем верю!), иначе меня унесёт в сторону от темы.
Что мы имеем?
А то, что никто в здравом уме и твёрдой памяти не ставил цель физической победы на ринге, просто потому, что это невозможно. То есть может шанс и есть, но равен он примерно такому же, что я на утренней пробежке встречу Джунги. Не может 40-летний мужчина, никогда не то, чтобы боксом, но и спортом не занимавшийся (хотя бегает отлично) побить 20-летнего пацана, который боксом живёт и состоит из одних мышц и внутренней ярости. Тхэ Ук, между прочим, не маньяк, чтоб его тянуло дев по караоке бить. У него свои демоны. Он тут самый что ни на есть наглый ребёнок, прощупывающий границы дозволенного... Отвлеклась.
На самом деле уже то, что Га Пиль вышел на этот ринг - это победа. Он преодолел свою трусость, он не боится быть побитым, не боится боли. Посмотрите - он даже не надевает спортивный костюм. Галстук снял, штаны в носки заправил - готов!
Как тренировал его Сын Сок?
Укреплял ноги, ставил удар корпусом и учил не бояться летящего в лицо кулака.
Это всё. То есть алгоритм действий Га Пиля крайне однообразен: разбежаться, увернуться от кулака, сбить с ног, а дальше как получится. И это он будет повторять снова и снова. Не желая мириться с поражением и не страшась боли. Как ванька-встанька.
Я не знаю, на каком "подходе" он всё прояснил притихшему залу. Что бороться надо даже тогда, когда не можешь победить. Не нужно страшиться безнадёжной борьбы, а поражение - не повод признавать победу зла.
И когда Сын Сок говорит Папочке: "Больше не надо. Не вставай", это не значит, что он в нём разочарован. Он получал каждый удар, который получал Папочка, в словах - беспокойство за него. И на самом деле - довольно. Всё, ты выстоял! Ты поднимался столько раз, выдержал столько, сколько тому же Тхэ Уку и не снилось... Посмотри, твоей стойкости поражается зал, и все мальчишки здесь хотят, чтобы их отцы вот так бы стояли за них!
Но я знаю, на каком ударе страшно стало Тхэ Уку. Когда трупом лежащий Папочка восстал и даже руки опустил из защиты - сознательно... Это будет его последний раз, когда пропустит нанесёт удар...
... потому что в следующий раз не выдержит Тхэ Ук.
Неужно стали сильнее удары Папочки? Конечно нет. Он совершенно избит и измотан. Стал ли слабее Тхэ Ук? Да он даже не вспотел. Но папа... он нужен и "нравственно испорченному боксёру". А родной папа Тхэ Ука, видимо, так высоко, что и сыну не докричаться.
И он просто не выдержал. Привычный контроль ускользнул из рук, жизнь мальчика к такому не готовила, он был сбит с ног морально, выбит из колеи до того, как упал на ринг.
Да ведь он запросто сбросил бы с себя Га Пиля. Но всё, что делает - уходит под его размашистыми ударами в глухую защиту, а потом и вовсе старается уползти, растеряв все навыки страшной машины убийства.
А что делает в результате Га Пиль? Отвешивает подзатыльник. Вот он чуть не удавил Тхэ Ука, а тот чуть не искалечил его, а в финале получает подзатыльник. Как нашкодивший пацан.
Почему я сейчас акцентирую внимание на Тхэ Уке? Потому что не только Папочка и Сын Сок одержали свои внутренние победы... Эта трёпка была нужна Тхэ Уку. Очень нужна. Настоящий, доходчивый урок - на его же языке, другого он, скорее всего, не понял.
Ему тоже нужен Папочка, как и Сын Соку. И знаете, я верю, что и он сможет полететь.
Такие вот были победы добра над злом, а не банальное битие лиц, иллюстрирующее "у сильного всегда бессильный виноват". Все одновременно и сильные и слабые, а общем-то это совсем не имеет значения) Не в победе нуждался Тхэ Ук. Не беда, что Папочка наел пузико. Не страшно быть не как все, когда тебя понял хотя бы один человек... да, Сын Сок?)
ЗЫ. А на "Что мне делать?" сил уже не осталось... Продолжение следует?