Старшие классы — это отличная тренировка для будущей жизни, когда есть возможность изучить себя, свои силы и свой потенциал, и научиться правильно ими распоряжаться.
Одна из самых важных основ “успевания” всего — это планирование и умение распоряжаться своим временем — давайте это обсудим)
1. Ставьте реальные цели и приоритеты.
SMART (конкретный, измеримый, достижимый, релевантный, ограниченный во времени) - это не просто аббревиатура, а принцип постановки целей. Вопрос: "Что я хочу достичь в течение следующей недели/месяца/года?". Затем нужно разбить эти цели на более мелкие задачи и поставить их в порядке важности.
Условно — я хочу сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Это очень абстрактная цель, для достижения которой нужно понимать, какие реальные объемы учебы нужно охватить. Поэтому условная цель превращается в план — чтобы набрать нужное количество баллов, нужно:
— просматривать по 2 вебинара в неделю
— решать по 2 домашки на курсе
— решать пробник раз в неделю
— каждый день решать по 20 тестовых заданий
— каждые 3 месяца писать официальный пробник
(как пример)
И уже все действия нужно будет “размазать” по календарю.
2. Планирование – основа успеха.
Составьте расписание своей недели, отводя время на учёбу, хобби и отдых (!). Почему-то отдых планировать не принято, хотя это не менее важно, чем планировать учебу или работу. Можно использовать ежедневник, планировщик или мобильные приложения (меня спасает Гугл-календарь, например). Важно быть гибким и не бояться внести коррективы в план в случае необходимости. Разбейте крупные задачи на более мелкие, чтобы они не казались огромными. Мое любимое -- “монстра нужно есть по кусочкам”. Это значит, что не нужно бояться огромного “подготовиться к ЕГЭ”, а нужно большую сложную задачу разложить на стопку маленьких, которые очень даже и выполнимы.
Например:
— Школа — 9.00 — 14.00
— Дорога домой — 14.00 — 14.30
— Обед и отдых — 14.30 — 16.00
— Вебинар — 16.00 — 18.00
— Отдых — 18.30 — 19.30
— Домашка — 19.30-21.00
— Время для себя — 21.00 — 23.00
Поначалу это очень непривычно, но когда проходят первые пару рабочих недель и вы уже понимаете свое расписание, очень хорошо будет его “вписать” в бумагу или в календарь — так вы всегда, во-первых, знаете, в какой день у вас все забито или наоборот, есть время для чего-то отвлеченного, и, во-вторых, ничего точно не забудется. Чем больше ежедневных задач, тем легче что-то упустить из виду.
3. Изучите техники концентрации.
Техника Помодоро (25 минут работы, 5 минут отдыха) поможет сосредоточиться и предотвратить переутомление. Метод Эйзенхауэра (матрица важности/срочности) поможет определить, какие задачи следует выполнить в первую очередь. Найдите спокойное место для учёбы, отключи отвлекающие факторы (телефон, социальные сети). Кому-то легче учиться по 3-4 часа подряд с короткими 5-минутными перерывами и потом идти отдыхать — поэкспериментируйте, как вам комфортнее.
Постарайтесь в отведенное для дел время выложиться на максимум, чтобы потом с чистой душой идти восстанавливаться и не оставлять “хвостики” из недоделок на потом.
4. Не бойтесь просить о помощи.
Если не получается справляться с нагрузкой, обратитесь за помощью к родителям, учителям, одноклассникам или друзьям. Можно вместе делать домашку, обсудить непонятную учебную тему, дома, если вы понимаете, что не успеваете должным образом позаботиться о питании/быте, то всегда нужно об этом говорить и просить о помощи. Это — нормально, правильно и здраво.
Мы, студентики, поняли, что билеты учатся раз в 5 быстрее, если учить их вместе, объясняя друг другу, и это очень экономит время.
5. Сон и отдых!
Я всегда говорю ребятам, что лучше выспаться и сделать все дела в 10 раз быстрее, чем пытаться все доделать в ночи, а потом ходить сонной мухой и делать все с большой неохотой и низким КПД. Сон дает огромный буст и реально дает больше (!) времени (!) в сутках. Это одно из немногих, чем действительно нельзя пренебрегать.
6. Применяйте технологии в свою пользу.
Используйте мобильные приложения для планирования, напоминашки (очень важно!), управления задачами и ограничения времени, проводимого в социальных сетях.
(Я очень удивилась, когда увидела, насколько больше времени в течение дня, когда перестала смотреть рилсы 🥺)
7. Мелкие дела делайте сразу.
Есть такое правило — если ты можешь сделать дело меньше, чем за минуту, сделай его сразу, типа “оплатить проездной в школу” или “отправить презентацию однокласснику” — гораздо быстрее будет сделать это сразу, чем планировать, когда вы будете это делать. Так сразу же начинают отбрасываться кучка маленьких дел, которые висят над головой и их нужно сделать, но много времени они не займут.
Или, если действительно не успеваешь, сесть и закрыть все подобные задачки за раз — голова сразу же освободится от кучи вещей.
8. Не теряйте время зря.
Если есть время по дороге домой на автобусе, или какой-то бесполезный урок в школе, или еще какое-то время, когда вы как бы не свободны, но при этом и не заняты, используйте время в свою пользу — доделать домашку, быстренько решить тест, повторить конспект, что угодно. Разгружайте себя, когда есть такая возможность.
9. Все записывайте.
Даже если это “доделать полтора задания из старой домашки” или “досмотреть 10 минут вебинара” — запишите себе это. Все забывается, и все (!) нужно записывать — это очень хорошая привычка.
10. Будьте гибкими и не бойтесь экспериментировать.
Не существует одного единственного правильного способа управлять временем. Экспериментируйте с разными техниками, находите то, что работает именно для вас. Нет забывайте, что главное — найти свой индивидуальный подход и создать систему, которая будет помогать своих целей.
Я как-то приспособилась к сочетанию учебы, работы и всяких других проектов, когда “забиваю” весь рабочий день делами, но после окончания рабочего дня у меня наступает мое время и восстановление на следующий день, с несколькими перерывами в течение дня — тут нужно подбирать то, что подойдет именно вам. Главное — ориентироваться на свои ощущения, уровень усталости и концентрации в течение дня.
Кому-то нужен другой вариант, это — нормально. Главное — ориентироваться на себя.