Найти тему
РИА Новости

"За колючей проволокой". Куда пропала важнейшая библейская реликвия

Памятник пророку Моисею на горе Нево, Иордания© РИА Новости / Антон Скрипунов
Памятник пророку Моисею на горе Нево, Иордания© РИА Новости / Антон Скрипунов

Сергей Проскурин

Православные отмечают день памяти Моисея Боговидца. С этим пророком связана одна из загадок мировой истории — где находится Ковчег Завета. Драгоценный ящик с десятью заповедями хранился в Иерусалимском храме, затем исчез. Сегодня археологи ищут его даже в самых отдаленных уголках света. О гипотезах ученых — в материале РИА Новости.

Только раз в год

С горы Синай Моисей сошел с двумя каменными скрижалями. На них был высечен договор между Богом и людьми — знаменитые десять заповедей. Это, пожалуй, главная святыня для еврейского народа.

Для табличек Всевышний повелел создать специальное хранилище. В Библии оно описано с детальной точностью.

"И пусть сделают ковчег из дерева ситтим (акации, широко распространенной в те времена на побережье Красного моря, где в итоге и изготовили ковчег. — Прим. ред.): два локтя с половиною (115-125 сантиметров) длина его, полтора локтя (65-75 сантиметров) ширина и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом", — говорится в Писании.

Сверху священный ящик покрывала массивная крышка из чистого золота. А переносить его могли лишь божьи служители на длинных шестах. Ковчег сопровождал иудеев как в период сорокалетнего скитания по пустыне, так и в процессе отвоевания Ханаанской земли.

   Картина Густава Доре "Моисей со скрижалями"© Public domain
Картина Густава Доре "Моисей со скрижалями"© Public domain

Для этого даже соорудили скинию — походный храм, в котором на протяжении трех столетий совершали богослужения.

Лишь в IX веке до нашей эры, в царствование Давида, святыня обрела постоянное место. Правитель поставил молельню на горе Сион в Иерусалиме. А его сын — Соломон — позднее воздвиг там внушительных размеров храм.

Ковчег находился в особом месте, которое называлось святая святых. Заходить туда мог исключительно первосвященник. Да и то раз в год. Поэтому в библейских книгах, охватывающих период после Соломона, о скрижалях почти не говорится.

В списках не значился

Последнее упоминание о них относится к 622 году до нашей эры. Тогда иудейский царь Иосия повелел храмовым служителям более не носить ковчег на плечах. Отсюда — предположение библеистов, что святыню периодически все же демонстрировали народу.

Что было потом — источники умалчивают. Видимо, строжайшие запреты сыграли с артефактом злую шутку. В 586-м Иерусалим разрушил вавилонский царь Навуходоносор. От храма тогда камня на камне не оставили.

   Ковчег Завета. Художественная реконструкция© Depositphotos.com / James Steidl
Ковчег Завета. Художественная реконструкция© Depositphotos.com / James Steidl

Евреи же вскоре попали в Вавилон, где провели в плену долгие годы. За это время о главной святыне — ни слова. Что удивительно, не попала она и в знаменитый список персидского царя Кира, который в 538-м вернул иудейские реликвии в столицу Земли обетованной.

Он также разрешил евреям возвратиться домой. Те заново отстроили храм. Но святая святых, видимо, оставалась пустой. "На месте ковчега был камень вышиной в три пальца", — писал историк I века Иосиф Флавий.

Какова судьба реликвии — непонятно. Об этом спорят уже 2500 лет. Еще в древности некоторые иудейские учителя утверждали, что вавилоняне уничтожили ковчег вместе с храмом. Другие возражали: его забрали с собой жадные до золота воины. Третьи и вовсе уверяли, что ящик надежно спрятали задолго до вторжения Навуходоносора.

"Не выдержал"

Одна подсказки есть. В Библии разрушение Иерусалимского храма однозначно связано с "грехопадением народа", отказавшегося поклоняться истинному Богу. А все из-за долгого правления царя Манассии.

Он насадил в стране культ финикийского Ваала и вавилонской Иштар, "гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников". Святотатство яро обличал пророк Иеремия. Согласно Книге Маккавеев, Ковчег Завета чудесным образом последовал за ним, "не выдержав мерзости" греха. Пророк отправился к горе Нево, где, по преданию, умер Моисей.

   Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого© Фото : Ariely
Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого© Фото : Ariely

"Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере, и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его", — написано в Книге Маккавеев.

Получается, главная реликвия так и не вернулась в Иерусалим. Уже в XX веке это побудило археологов искать ее к востоку от Мертвого моря. Последние масштабные раскопки провели в 1930-х. Но все безуспешно.

Библеисты объяснили неудачу так: рассказ о Иеремии записан не раньше II века до нашей эры. Поэтому и Ковчег следует искать в другом месте.

Секретный тоннель и тайный храм

Поскольку доступ к реликвии был только у первосвященников, возможно, именно они ее спрятали. Есть версия, что служители во время осады Иерусалима воспользовались системой тоннелей под горой Сион.

О сети ходов, самые древние из которых относятся ко временам Соломона, узнали относительно недавно. В начале XX века группа археологов обнаружила под Храмовой горой подземные коридоры, ведущие к Силоамской купели. Вероятно, они выполняли функцию водопровода. Там и искали Ковчег — снова без результата. В наши же дни полноценно исследовать подземелье невозможно из-за сложного правового статуса горы.

   Мечеть Купол скалы и мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме© РИА Новости / Антон Скрипунов
Мечеть Купол скалы и мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме© РИА Новости / Антон Скрипунов

Правда, возникает закономерный вопрос: если артефакт спрятали под горой в VI веке до нашей эры, почему его не вернули на место пятьсот лет спустя — когда царь Ирод возвел Второй Иерусалимский храм. Отсюда — еще одна теория о местонахождении Ковчега.

Пять лет назад израильские археологи обнаружили в городке Бет-Шемеш развалины святилища возрастом не менее трех тысяч лет. Строение необычное: в центре — огромный каменный стол. Предположительно, туда ставили массивный ящик со Скрижалями Завета.

"Планировка очень похожа на описание, данное в библейской книге пророка Самуила. Еще при царе Давиде для ковчега возвели специальный временный храм, чтобы спрятать от филистимлян, с которыми тогда воевал еврейский народ", — рассказал журналистам профессор археологии Тель-Авивского университета Цви Ледерман.

Вполне возможно, что спустя пару столетий реликвию вновь привезли сюда. Правда, как указывают исследователи, это событие не зафиксировано в письменных источниках. Так что гипотеза получилась сомнительная.

Правдоподобно и сомнительно

Но есть и вовсе необычное предположение: Ковчег — в Африке. Известно, что на востоке континента, в Эфиопии, иудаизм исповедовали еще в V веке до нашей эры.

   Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия© РИА Новости / Антон Скрипунов
Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия© РИА Новости / Антон Скрипунов

Местные жители верят, что религию им принес царь Менелик — сын Соломона и царицы Савской. Вступив на трон, он отправился в Иерусалим за "новой верой" и привез оттуда главную святыню. С тех пор она хранится в столице — городе Аксуме.

Ученые считали историю выдуманной от начала и до конца. Однако немецкие археологи нашли косвенное подтверждение африканского сказания. В 2008-м они наткнулись на руины гигантского дворцового комплекса: множество залов, несколько колодцев. Очевидно, правитель, обитавший здесь, был сказочно богат.

По сей день эфиопы уверены, что Ковчег хранится у них. Мол, в IV веке, с принятием христианства, его перенесли из дворца Менелика в храм Девы Марии Сионской. Только вот проверить это никак нельзя. Артефакт не демонстрируют публике, а помещение, где он находится, огорожено колючей проволокой. Заходить туда может лишь один священник-смотритель.

Отсюда — здоровый скептицизм исследователей к эфиопской святыне. А значит, вопрос о местонахождении легендарного Ковчега Завета до сих пор остается открытым.