Найти тему
Хроника христианина

Продать душу Дьяволу...

Полагаю, что не скажу что-то новое, когда напомню, что Средневековье (и отчасти эпоха Возрождения), было тотально пропитано мистико-инфернальным духом. Обычно, эта сторона культурной жизни как-то обходится стороной. Пожалуй за исключением истерии по поводу инквизиции и "охоты на ведьм". Ну это и понятно, гротескное и ярко-выпуклое скорее бросается в глаза, чем то, о чем не говорят, но про это знают.
Вообще, "относительно  инквизиции  у  историков  часто слабеет память, и они ее связывают обязательно только со средними веками. На самом же деле преследование еретиков с самого  начала  христианства  носило весьма мягкий характер и не имело ничего общего с наказанием государственных преступников. В дальнейшем, в связи с ростом  количества  ересей, отступников,эти преследования усиливались, но наказание для еретиков и в средние века все еще зависело от воли отдельных епископов. Собственно говоря, только в 1233 г. папа Григорий IX посылает  в  Южную  Францию  комиссаров,  которым  предоставлялась  власть  самостоятельно  расследовать деятельность тамошних еретиков, конфисковывать их  имущество,  а  их  самих сжигать. В дальнейшем права и деятельность инквизиторов то  расширяются,  то ослабевают. Официально инквизиция была учреждена в Испании только в 1480 г., а в Италии в виде специального учреждения - в 1542 г. В Германии же вообще никакой инквизиции не  было до Реформации, если не считать сожжения ведьм,а со времен Реформации преследование еретиков осуществлялось
местными епископами. Таким образом, ославленная на все века инквизиция  была детищем исключительно эпохи Ренессанса.  Но  конечно,  это  обстоятельство нисколько  не  может  служить  оправданием  самого  ее  факта"
(А.Ф.Лосев "Эстетика эпохи Возрождения")

Катастрофы, войны, страшные болезни, голод - воспринимаются как непосредственное проявление инфернальных сил. Их господство, за оградой монастырских стен и печальных киновий - тотально и ужасно.
Складывается впечатление, что никто-нибудь, а именно дьявол является безраздельным властелином над всеми живущими. Его перевоплощения, вполне обыденная "вещь" и совершенно объективная реальность. Даже стены святых обителей, соборов и монастырей не являются надежной преградой и защитой. Один средневековый летописец повествует, как однажды Дьявол явился в еврейской колонии о. Крита и убедил наивно поверивших ему правоверных иудеев плыть вместе с ним в Землю Обетованную. Но, едва корабли, переполненные евреями, вышли в открытое море, как Дьявол их всех потопил. Даже личная святость не  гарантировала свободу от прямых, не говоря уже о косвенных, воздействий бесовских сил. Так например, великий Симеон Столпник, был подвергнут его страшному воздействию. 

-2

Однажды около столпа, где находился Симеон, появилась огненная колесница. В блеске небесной славы и сиянии предстал перед ним ангел света и сказал:
"Послушай же, Симеон, то, что велел передать тебе Господь. Послал Он меня, ангела Своего, в колеснице и на коне огненном, дабы вознес я тебя, как вознес Илию. Ибо пришло время твое. Вознесись же со мной на колеснице, ибо послал её Повелитель неба и земли. Взойди же со мной на небеса, дабы узрели тебя ангелы и архангелы с Марией, Матерью Божией, с апостолами и мучениками, исповедники и пророки, дабы возрадовались они, видя тебя, молящего Господа, сотворившего тебя по образу Своему. Вот и говорю я тебе, пойдем, не мешкая". Преподобного спасло то, что когда он подняв правую ногу, чтобы взойти на колесницу, осенил себя крестным знамением, все это исчезло как пыль "пред лицем ветра". Тогда-то и понял Симеон, что все это - ухищрения дьявола. Придя в себя Симеон сказал ноге своей: "Ты не вернёшся назад, но будешь стоять здесь до моей кончины, до тех пор, пока не призовет меня, грешника, Господь".

Сейчас, в наш апостасийный век, трудно представить как все это воздействовало на души многочисленных слушателей, простодушных, безграмотных крестьян или горожан. Одно очевидно, воздействие было колоссальным! Любой любознательный человек, чье воображение способно видеть, при самостоятельном исследовании поднятой мною темы, будет поражен огромным несоответствием между пространными описаниями проявлений сатанинских сил и "жалкими", скудными, весьма сдержанными замечаниями о роли и значении светлых ангелов в духовной жизни спасенного человечества (псевдо-Дионисий ареопагит, св. Исаак Ниневийский, немного Евагрий Понтийский, свт. Кирилл Иерусалимский, в своих "Оглашених" и практически все). А вот описаний и рассказов о проделках "рогатого юриста" хоть пруд пруди.

Так например, знаменитый волшебник пан Твардовский, воспетый Мицкевичем в "Пани Твардовская", дает богатую информацию о сделках с сатаною. По заключенному контракту (действительно "рогатый юрист" и крючкотвор в каждой двусмысленности и недомолвке, находить блестящий повод утащить заключившего договор в бездну), "польский Фауст", поклялся, что его нога никогда не вступит за римскую черту. Правда забыл написать: в город Рим. И вот когда он пировал в некой корчме, из кубка выскочил черт:

Здорово, Твардовский! Сердечно
Я рад повидаться здесь с другом:
Хоть я Мефистофель, но вечно
Готов к твоим панским услугам.
А помнишь ли, пан, как условье
На Лысой горе мы с тобою
Писали на шкуре воловьей,
И бесы клялися толпою,
Что я свой контракт не нарушу;
И ты поклялся перед ними,
Что должен нам панскую душу
Отдать через два года в Риме?
Вот семь лет уже миновало,
А ты только пекло морочишь
Да чарой мутишь, и нимало
Собираться в дорогу не хочешь.
С ленивым таким пилигримом
Сыграли мы шутку другую! -
Корчма называется Римом:
Я милость твою арестую.

Твардовский успел выкрутиться из скверного положения, но многие другие контрагенты дьявола погибали в подобной ловушке. Между ними - папа Сильвестер II (Герберт): по тем же причинам, как Твардовский от Рима, он отлынивал от Иерусалима, но однажды, отслужив мессу, он увидел перед собой дьявола, который заявил ему, что придел, в котором он служил, носит название Иерусалима, а потому не, угодно ли его святейшеству расплатиться по контракту? И уволок бедного папу в ад...

Впрочем, и помимо договоров с дьяволом, подобные предсказания о месте смерти, разрешавшиеся трагическим каламбуром, сыграли печальную роль в жизни многих исторических людей:

Король Генрих

Как называют комнату, в которой
Я в первый раз лишился чувств?

Варвик

Ее зовут Иерусалимом, государь.

Король Генрих

Хвала Творцу! Там встречу я кончину;
Мне предсказали, вы помните, давно,
Что будто я умру в Иерусалиме;
Я думал все, что это в Палестине,
Но вышло иначе. Перенесите
Меня туда и положите там,
Чтоб Генрих встретил смерть в Иерусалиме,

(Шекспир. "Генрих IV").

Иногда такое неопределенно-условное место заменяется в договоре столько же
неопределенным условным сроком:

Фауст

По рукам!
Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: "Мгновение, повремени!" -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.

(Гёте "Фауст")

Как известно из второй части "Фауста", такого реального удовлетворения Мефистофель доктору Фауста не дал и попробовал поймать его на формальном крючке:

И, это тожество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.

Но небеса не принимают этой уловки, контракт оказывается невыполненным с дьявольской стороны и - молитвами великой покаянницы, при жизни Гретхен - душа Фауста получает свободу и возносится в райские селения.

При написании статьи использовались материалы из книги А.В. Амфитеатров "Дьявол". ИЦ МП "ВНК", 1992 г. С. 118-121.

иллюстрации из открытых источников