Найти в Дзене
Исторический архив

«Дорогой Евгений Александрович, пройдите мимо нашего счастья...» Страстный роман Булгакова с женой именитого военачальника.

Новая экранизация знаменитого романа Булгакова с Евгением Цыгановым и Юлией Снегирь собрала уже более миллиарда рублей в прокате. Соцсети предсказуемо пестрят постами гнева и восторга. Мы же вспомним историю любви не экранной, а самой настоящей, между писателем и его третьей супругой. У Елены Сергеевны было все, о чем только могла мечтать в те годы женщина: красивый, порядочный, очень успешный муж, сыновья, пятикомнатная квартира в доме, где жила вся армейская верхушка, включая Тухачевского. У нее были самые лучшие духи, она заказывала самые дорогие ботинки, и шубы она сбрасывала прямо на пол. Но муж был все время занят, дети – с няней. «И я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами. И я или (в плохом настроении) сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или – когда солнце светит на улице и в моей душе – брожу одна по улицам»,- писала она сестре. Булгаков к «масленой в феврале 1929 года» тоже был женат. Он уже написал «Дни Турбиных», успел поработать
Оглавление

Новая экранизация знаменитого романа Булгакова с Евгением Цыгановым и Юлией Снегирь собрала уже более миллиарда рублей в прокате. Соцсети предсказуемо пестрят постами гнева и восторга. Мы же вспомним историю любви не экранной, а самой настоящей, между писателем и его третьей супругой.

ОНА И ОН

У Елены Сергеевны было все, о чем только могла мечтать в те годы женщина: красивый, порядочный, очень успешный муж, сыновья, пятикомнатная квартира в доме, где жила вся армейская верхушка, включая Тухачевского. У нее были самые лучшие духи, она заказывала самые дорогие ботинки, и шубы она сбрасывала прямо на пол.

Но муж был все время занят, дети – с няней. «И я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами. И я или (в плохом настроении) сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или – когда солнце светит на улице и в моей душе – брожу одна по улицам»,- писала она сестре.

Булгаков к «масленой в феврале 1929 года» тоже был женат. Он уже написал «Дни Турбиных», успел поработать хирургом в прифронтовых госпиталях и земским врачом в самой глухоманской глухомани, какую только можно представить. В анамнезе у него было долгое увлечении морфием, травля в советских газетах. Мастер встретил свою Маргариту, когда все его пьесы были сняты с постановки в театрах. В отчаянии он обратился в Правительство СССР за разрешением на эмиграцию: «Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу...».

Письмо попало в руки Сталина, которому очень нравились «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира». Он позвонил Булгакову, и после этого писателя зачислили во МХАТ ассистентом-режиссером.

-2

РАЗВОД И БРАК

Муж Елены Сергеевны, полковник Шиловский, догадался о романе жены, потребовал выбирать и она выбрала свою чудесную, образцовую семью. «...Мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась»

Шиловский Евгений Александрович
Шиловский Евгений Александрович

У Шиловского был очень тяжелый разговор с Булгаковым, и писатель пообещал, что больше не будет видеться с Еленой. В этот день писатель оставил пометку на листе «Белой гвардии»: «Несчастье случилось 25.II.1931», – он считал, что никогда больше не встретится с Еленой.

Елена дала мужу слово, что не примет ни одного письма, не будет подходить к телефону, не будет выходить одна на улицу

Так прошло двадцать месяцев. Она впервые вышла из дома, как будто из заточения, прошла по улице, повернула за угол – и сразу же встретила Булгакова.

— Я не могу без тебя жить, — сказал он.

— И я тоже, — сказала она.

Елена с детьми уехала из Москвы и попросила мужа дать ей развод. Булгаков тоже писал Шиловскому: «Дорогой Евгений Александрович, пройдите мимо нашего счастья...» Шиловский ответил: «Михаил Афанасьевич, то, что я делаю, я делаю не для Вас, а для Елены Сергеевны». Развод был очень сложным и болезненным для всех.

Шиловский потребовал поделить детей – Елена Сергеевна ушла с младшим сыном, пятилетним Сережей. Десятилетний Женя остался с отцом. Потом Елена Булгакова напишет: разговор с Шиловским и то, что Женя остался с отцом, было самым сложным в ее жизни.

-4

ВОСЕМЬ ЛЕТ

Мастер и Маргарита прожили вместе восемь счастливых лет. Михаил Афанасьевич развелся с женой, и на следующий же день они с Еленой Сергеевной поженились. Она стала для него музой, помощницей, секретарем и лучшим другом. Писала под его диктовку, перепечатывала рукописи, взяла на себя переговоры с театрами и работу с письмами. 

За все эти годы они ни разу не поссорились. Все эти восемь лет как будто списаны с его лучшего романа, и все это было на самом деле: сухие розы в письмах, удивительный бал у американского посла в сияющем зале с фазанами и попугаями в клетках, и даже шапочку мастера она ему сшила.

Здоровье Булгакова резко ухудшилось, и казалось, это произошло за одну минуту: вот он веселый, здоровый, полный сил и вот – слабый, стремительно теряющий зрение. Ему диагностировали нефросклероз, тяжелую болезнь почек, и как врач, он понимал, что жить осталось недолго. Чтобы как-то переносить страшные боли, он снова начал принимать морфий. И в эти свои последние месяцы Михаил Афанасьевич надиктовал жене последний вариант «Мастера и Маргариты».

-5

САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ

Перед смертью он потерял голос и знаками показал жене, что ему что-то нужно. Она протягивала ему лекарство, воду – не то. Дала рукопись «Мастера и Маргариты». Писатель обрадовано кивнул и из последних сил хрипло прошептал: «Чтобы знали, чтобы знали».

Булгаков умер 10 марта 1940 года.

Елена Сергеевна больше не вышла замуж. Свою жизнь она посвятила последней воле мужа: «чтобы знали». Она сделала все, чтобы «Мастер и Маргарита» и другие произведения, которые не были изданы, увидели свет. Но главным образом, конечно, «Мастер и Маргарита». Чего она только не делала – даже писала Сталину. Но роман вышел только в 1966 году, в разгар оттепели. Для Елены это было невероятное счастье – она боялась умереть, не выполнив последней воли мужа.

...Если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было...», — писала она.

-6